К этимологии слова «гусли»
lengvizdika — 17.02.2024В образе древнерусских гуслей, а также в игре на них, заключен
огромный философский смысл создания вселенной Великим Гусляром, чья
игра на музыкальном инструменте создавала миры и гармонизировала
структуру вселенной. Потомки этого Великого Гусляра с помощью игры
на гуслях занимались поддержанием духовного порядка в окружающем их
мире и его защитой от надвигающегося царства хаоса, в недрах
которого и была создана упорядоченная вселенная.
Согласно древнему философскому смыслу струны гуслей ассоциировались
со струнами вселенной, а гармония гусельной музыки — с гармонией
мирового пространства. Летящая высоко в небе стая громко кричащих
гусей напоминала человеку струны гуслей, поэтому слова «гусь» и
«гусли» так похожи друг на друга. Но удивительным образом первое
слово "гусь» с небольшими вариациями есть во многих европейских
языках, а второе "гусли» принадлежит исключительно славянскому
племени и некоторым соседним финно-угорским народам, перенявшим это
слово от наших предков. Более того, центр распространения гуслей,
судя по всему, лежал в области новгородских словен. Именно оттуда
гусли начали распространяться по всему славянскому миру, заодно
попав и на страницы карело-финской «Калевалы».
В древнеиндийской философии санкхья существует понятие, связанное
со словом «guna» - нить, веревка, струна, которое тем не менее
может соотноситься с терминами «качество, свойство, особенность,
признак». Из таких гун и была создана материальная природа во всем
ее многообразии. Переплетаясь между собой, гуны творили
бесчисленное множество качеств, определяющих свойства материальных
явлений. Об этом говорили и писали кандидаты исторических наук
Светлана Жарникова в своем докладе «Гусли — инструмент гармонизации
вселенной» и Григорий Базлов в книге «Русские гусли. История и
мифология».
В русском языке тоже имеются слова «гундеть», «гунить», «гунуть» -
говорить, рассказывать, связанные с понятием «гуна-струна», что
перебрасывает нас к связи слов «гитара» и «гыт» - говорить,- то
есть по мысли наших древних предков струнный музыкальный инструмент
является «говорящим».
Слова «гусь» и «гусли» теснейшим образом связаны со словами из
санскрита, где «ghus» — звучать, громко провозглашать, призывать,
«ghusa» — звучащий, издающий звук, «ghusya» - должный быть
провозглашенным громко, а «ghosaka» — крикун, глашатай
характеризует сакральный образ гуся (гусака), который в мифологии
может быть как птицей хаоса, так и творцом вселенной, что связывает
его с образом Великого Гусляра. Поэтому и можно провести параллель
между словами «ghusya» (должный быть громко провозглашенным) и
«гусла» (струна), где звук «y» (тождественный i) мог перейти в
русское «л». Сравните: санскр. yoni – лоно и рум. сorabie -
корабль.
Возможно со словом «ghus» — звучать, громко провозглашать,
призывать связано санскр. kus (P. pr. kuṣati) — щипать, сжимать,
рвать, разрывать, потому как они оба соответствуют игре на щипковом
музыкальном инструменте. Сравните: русское слово «кусать», а также
тот факт, что гуси могут ущипнуть (укусить), но им самим ощипывают
перья, когда они служат в качестве еды (санскр. «ghus» – убивать,
бить,- в том числе и по струнам).
Вот здесь как раз и проявляется смысл гун, пронизывающих не только
мировое пространство, но и пространство древних языков, когда
казалось бы разные слова оказываются связанными между собой
невидимыми нитями.
Слово «гусли» обычно выводят из праслав. «gǫdsli» от слова
«гуде́ть», но, как мы видим, это слово может быть связано со
словами «ghus, ghusa» и «ghusya», где нет никакого «д», а «h»
является всего лишь придыхательным звуком, исчезнувшим в русском
языке. Тем не менее в санскрите имеются слова «gud» (pp. gudita) —
играть, веселиться, резвиться (гусли могли заставить пуститься в
пляс), «gudā» - кишки (которые, кстати, тоже могут «гудеть»),
«godha» — сухожилия (струны делались из кишок или сухожилий).
Помимо этого «gud» — стоять на страже, оберегать (гусляры оберегали
мировое пространство от наступления хаоса), «gad» — говорить,
рассказывать (гусли говорили и гитара говорила, потому как «гыт» —
говорить). В этом плане интересно, что современное выражение «мы
хорошо погудели вчера» относится не к игре на музыкальном
инструменте, а к значению древнего санскр. слова «gud» —
веселиться. В то же время санскр. слово «gad» (P. pr. gadati) -
говорить, рассказывать соответствует русскому слову «гадать»
(узнавать и рассказывать о будущем), чем и занимаются современные
гадалки, узнавая о проблемах клиентов и рассказывая им о еще
больших проблемах, которые могут быть разрешены исключительно с
помощью самых гадалок.
Что же касается окончания «sli» в слове «gǫdsli», то оно может
быть связано с санскр. «sal» — идти, двигаться (струны движутся),
«śāl» — говорить, хвалить, светить (струны «светло говорят» и
"восхваляют"), «śli» (śri) – соединять, распространять свет (струны
соединены и распространяют невидимый свет, энергию). Также в
санскрите есть и слова «sa» – с, вместе с, «si» – связывать,
закреплять и «śī» – преданность, сильная привязанность, отдыхать,
покоиться, при том что звук «l» в слове «гусли», возможно, передает
значение «начала действия». Сравните: санскритские слова «lā» —
брать, предпринимать, «lī» — липнуть, прикасаться, «lū» —
разделять, обрывать, в которых тоже есть элемент некоего
предварительного или последующего соединения и, в то же время,
действия, связанного с соединением или с разделением соединенного.
Но также и струны играющих гуслей, вибрируя, сближаются и
отдаляются друг о друга.
Таким образом мы видим, что слова "гусли" и "gǫdsli" могут быть
вполне самостоятельными вариантами названия одного и того же
музыкального инструмента. Сравните церк.-слав. "гусли" (струнный
музыкальный инструмент) и "гуду" (играю на гуслях), "гудокъ" -
музыкальный трехструнный древнерусский инструмент.
Всему вышесказанному можно верить или не верить, но существование
древнейших понятий, связанных с языческим мироощущением наших
предков, не зависит от веры или неверия их потомков в возможности
особым образом устроенного ума древнего человека, который, как ни
крути, был ближе по времени к своему божественному происхождению.
Сейчас развитие человечества пошло по другому направлению, но это
не значит, что мы стали умнее наших далеких предков. Мы просто
стали другими.