К Дню космонавтики
devibhakta — 12.04.2020 Сегодня День космонавтики, так что самый повод рассказать о своем давнишнем увлечении. С детства меня занимала тема поиска внеземной жизни и цивилизаций. Мои детские годы пришлись на излет советского периода, и видимо, здесь сыграл свою роль характерный для той поры культ космоса и космонавтов. Я даже рисовал свои проекты звездолетов и мастерил их макеты из картона и бумаги.В восьмилетнем возрасте мне попалась в руки книга известного астрофизика Шкловского «Вселенная, жизнь, разум». Не сказать, чтобы я там все понял, но все равно перечитывал по многу раз. Шкловский, кстати, стал к концу жизни пессимистом, считая, что если где-то в космосе и возникают другие цивилизации, то они, достигнув технологической фазы, быстро гибнут вследствие самоуничтожения. Неудивительно, потому что тогда только и твердили, что накопленных запасов ядерного оружия хватит, чтобы многократно уничтожить жизнь на Земле.
Другой мой кумир ранних лет, Иван Ефремов, напротив, был оптимистом. Кстати, я разделяю взгляды Ефремова, что любые разумные существа должны быть обязательны похожи на человека, и никаких мыслящих мышей или тиранозавров быть не может, а тем более океанов, мхов или облаков. Разумное существо, чтобы быть разумным, должно решать определенные задачи, а значит иметь развитый мозг плюс развитые руки (см. повесть «Звездные корабли»). В «Сердце змеи» люди и инопланетяне, сбросив с себя одежды, видят, насколько похожи и равным образом прекрасны их тела. Еще Ефремов меня привлекал своим явным интересом к индийскому культурному наследию. Кстати, он был первым, кто на русском языке рассказал о тантризме. У него даже звездолет в «Туманности Андромеды» называется «Тантра».
Позже, уже к концу 80-х годов, когда появится много публикаций на тему НЛО, меня захватит и уфологическая тематика. Впрочем, он этом я уже писал в заметке «Мое уфологическое детство».
Вне всякого сомнения, вопрос о существовании в других мирах жизни и разума – это самый интересный и интригующий вопрос и для естествознания, и для гуманитарных наук. Если бы на Марсе были бы обнаружены хотя бы бактерии, то это бы затмило все предшествующие научные открытия. А что же говорить о реальном контакте, пусть и на расстоянии, с другой цивилизацией?
Что же мы имеем сегодня? С одной стороны, человеческий взор все дальше проникает в просторы Вселенной, каждый год возрастает число известных экзопланет. С другой, реального подтверждения существования жизни в других звездных системах у нас до сих пор нет. Ранее многие ученые высказывали мысль, что если бы братья по разуму действительно где-то были, то они бы давно опередили в развитии землян и осуществляли бы дальние межзвездные перелеты, а также реализовывали грандиозные астроинженерные проекты («сфера Дайсона» и др.), которые бы земляне со своими телескопами давно бы заметили. Отсюда «парадокс Ферми»: если «они» есть, то почему мы «их» не видим? Мне кажется, что ошибка подобных воззрений заключается в том, что на гипотетических инопланетян переносятся стереотипы поведения «фаустовской» цивилизации последних столетий с ее экспансионизмом и максимальным использованием природных ресурсов. Это современные люди, куда бы они не заявились, стремятся тут же выкачать нефть, построить небоскребы и, само собой разумеется, устроить огромную мусорную свалку. А почем жители иных миров должны быть такими?
|
</> |