К девяностолетию Юрия Мефодьевича Соломина
ida_mikhaylova — 18.06.2025
Русский характер. Наверное в этом народном: всё при всём — и глубина, и сила воли, и невероятная харизма, стать, благородство, красота и ум.
18 июня 1935, Чита, Восточно-Сибирский край — 11 января 2024, Москва
Заслуженный артист РСФСР (2.09.1971).
Народный артист РСФСР (4.11.1974).
Народный артист СССР (9.02.1988).
Народный артист Кыргызстана (1996).
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.
Вырос в семье профессиональных музыкантов.
В 1957 году, по окончании Высшего театрального училища имени М.С. Щепкина , курс Веры Николаевны Пашенной, принят в Малый театр.
Начав с ролей эпизодических, молодой актёр вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара.
В 1970 году, создав образ капитана Кольцова в фильме Евгения Ташкова "Адъютант его превосходительства", приобрёл всесоюзную известность.
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы "Дерсу Узала" ,1975 года сделала актёра известным мировому кинематографу.
С 1961 года преподавал в училище имени М.С.Щепкина.
Мне запомнился в кинолентах:
Когда свою собственную историю мы начинаем забывать, мы получаем то, что имеем сегодня
С этого начинается воспитание любви к Родине — когда ты чувствуешь заботу Родины о себе.
Некоторые люди приходят в театр всего один раз в жизни, и надо так сыграть, чтобы человек это запомнил на всю жизнь.
Меня волнует, что некоторые страны доходят до абсурда, говоря об итогах Второй мировой войны. Перевирается буквально всё. Уже Россия стала агрессором, а не фашистская Германия. Неужели непонятно, что они несут ахинею?
Я всегда хорошо относился – и сейчас так отношусь – к полякам. Простые люди не виноваты в том, что делают политики. И культура у них всегда была на уровне – польские театр и кинематограф, бывало, занимали одно из ведущих мест в Европе. Но то, что теперь говорят их руководители о Второй мировой, – это уму непостижимо. Во время войны там, в Польше, погибло столько людей: русских, украинцев, белорусов, киргизов, казахов, таджиков. Тысячи могил! Но тех, кто сносит могилы солдат, Бог накажет. Он есть.
То же самое могу сказать и о наших отношениях с Болгарией, Чехией. Как они относятся к нашим памятникам! Мне больно. Я же всё-таки не вчера родился. Я помню, какой вклад внесла наша страна в победу над фашизмом.
Когда я смотрю «переиначенные» спектакли классических авторов, то думаю: за что так «мордуют» Шекспира, Мольера, Гольдони? Тогда уж не берите их произведения! Если вы хотите сделать шоу на заданную тему — напишите свое, новое. Оставьте в покое классиков!
Что значит «современное решение классики», кто-нибудь может мне ответить?! А что такое «по-новому сыграть любовь», кто-то знает?! Нет. Потому что это невозможно. В классике есть всё, что присутствует и сегодня в человеке: доверие и недоверие, любовь, предательство, скандалы, интриги. Вот взять Островского. Любое название – это тема! «Волки и овцы» о чём? О людях, естественно! Есть в любом обществе волки и есть овцы.
Классика – она о людях, и неважно, в каком веке живут. Важно, что ими движет. И боли у всех одинаковые. И никуда ты от этого не денешься! Вспомните Шекспира: «Быть или не быть, вот в чём вопрос». Вот вам и всё «современное решение»! Разве создано в драматургии что-то лучше классики? Ну напишите хорошую современную пьесу, будем играть. Но ведь пока что это всё поддавки!
Нервная система ― это рабочий орган артиста. Инсульт и инфаркт ― наши профессиональные заболевания. При этом пенсии очень маленькие, а лекарства очень дорогие.
Мой дом всегда населяет ватага приблудных кошек и собак. Они дают мне и утешение, и покой, и разговариваю я с ними, как с людьми. Иногда мне даже кажется, что они понимают больше нас…
Я ненавижу слово «элитный». Те люди, которые сегодня считают
себя элитой, учились в Советском Союзе, где элитных школ не было.
Они выучились за госсчёт, заняли своё место в жизни! А потом: не
было ни копейки – и вдруг алтын. Был обычным человеком, а стал
миллионером в одночасье. Как такое возможно? И сразу человек
меняется, становится «элитой». И дети его учатся в «элитных»
школах. Почему сегодня в нашей стране одним достаётся всё, а другим
ничего? Кто-то особняки себе в Лондоне прикупает, а другие копейки
считают. Мне больно на бабушек смотреть, которые милостыню просят.
Это оскорбительно: человек всю жизнь проработал, а пенсия у него
такая, что её хватает только на хлеб и лекарства. Именно
восстановлением социальной справедливости должно заниматься
руководство страны, чтобы у народа была гордость за Россию.
Но здесь, конечно, не надо обвинять одних только руководителей.
Важно и каждому из нас заниматься делом. Больше всего меня
раздражает, когда человек критикует всё и вся, а сам ничего не
делает. Что бы я сделал, чтобы изменить ситуацию?
Я бы кое-кого урезонил. Нет, не тюрьмой, а скорее экономически,
нравственно. Не хочешь в России жить – уезжай. Но сначала верни то,
что тут взял.
Сейчас, считаю, очень много новшеств вводится, будь то в образовании или в искусстве. А про сердце не все помнят. Разве можно делать из Островского, Гоголя, Пушкина то, что делается порой с их произведениями, и называть это новым словом? Мы недавно выпустили два спектакля по Пушкину – «Сказка о царе Салтане» и «Метель». И билетов не купить. Зрители приходят – благодарят. Классика ведь не устаревает. В ней, может быть, даже больше современного, чем в иных новых пьесах сейчас.
Ещё более остро меня беспокоит то, что происходит с нашей культурой, образованием, медициной. Это три кита, на которых стоит нация, будущее страны и нового поколения. Я до сих пор не понимаю, как можно было так преступно сокращать часы русского языка и литературы в школе и натаскивать детей на сдачу бестолкового ЕГЭ.
Сейчас вроде спохватились: «Да, вышли перегибы, нужно что-то менять, корректировать». А что корректировать?! Уберите вы ЕГЭ! Верните экзамены в том виде, в каком они существовали в нашей школе испокон веков! Моё поколение, ваше поколение как-то выросли без этого ЕГЭ. И выросли достаточно образованными. А поколение нынешних выпускников оказалось потерянным в плане образования. Оно не ваше, не наше — ничьё…
Я не первый год вижу выпускников и их уровень образованности, поскольку регулярно набираю курс в Щепкинское училище. Вот вам свежий пример: на прослушивание приходит девочка и начинает читать «Евгения Онегина». Прошу её начать сначала и автора назвать. Она объявляет: «Евгений Онегин» Пушкин А.С… Я перебиваю: «Что значит “А.С.”?» Она: «Имя и отчество». Прошу расшифровать инициалы, она не знает, как звали Пушкина! Я не выдумал это! И это не какой-то исключительный случай безграмотности. Если бы я записывал их все — у меня бы уже огромный том получился.
Или вот жена недавно рассказывала. Также на прослушивание приходит девушка и на вопрос, что она будет читать, отвечает: «Нину из Чехова». — «Из какого Чехова?» — «Ну, писатель такой был»,— уточняет абитуриентка. Вы понимаете уровень образования?! Поступая в театральный, она знаменитую пьесу Чехова «Чайка» назвать не может.
Я преподаю с 1960 года и могу сравнивать. С введением ЕГЭ один год из четырёх лет обучения мы вынуждены тратить только на то, чтобы образовать студентов в плане каких-то элементарных, как это казалось раньше, литературных вещей. Выпускники приходят совершенно не начитанными. Они ни писателей, ни драматургов не знают.
Я очень люблю старые советские киноленты. А вот новые практически не смотрю. Или же включаю телевизор, когда знаю, что там играют мои ученики.
Что такое детектив? Очень интересное, серьёзное произведение – а не просто ударил, побежал, стрельнул, догнали… Так много бессмысленной стрельбы, убийств в современном кино, постоянные драки, кровь. Мне и правда это неинтересно. Но молодёжь смотрит всё это и копирует. Вот у этих героев теперь учатся дети?! К тому же сейчас актёры гораздо слабее тех, с кем снимался я. Сравниваю старые фильмы и новые – небо и земля.
В современном кино, к сожалению, всё решают продюсеры. С духовной пищей туго сейчас в кинематографе. То же самое и с музыкой. Я уже стал думать, что потерял слух, – не могу запомнить современные песни! А тут как-то послушал песни давние. «Как у Волги у реки, у реки», «Три танкиста, три весёлых друга». Сразу всё вспомнил. Когда пересматривал фильм «Небесный тихоход», сидел и вместе с героями пел: «Ну а девушки, а девушки потом». Петь я с детства люблю – у нас хор был в мужской школе, физик играл на аккордеоне. Мы всегда получали первый приз. Но современные песни разве напоёшь? В них ни мелодии, ни смысла.
А мультфильмы сегодняшние? Иногда по телевизору вижу мультики и не могу своим правнукам объяснить, что это за звери в них такие. Уроды какие-то! Я не против нового, но я – за старое. Помню диснеевского «Бэмби». Этот мультик учил прекрасному. А чему учит современная мультипликация, наводнённая монстрами, даже боюсь предположить.
Я люблю провинцию – сам оттуда. В Москве я учился в институте, а до этого вся жизнь была в Забайкалье. Там меня всему и научили – как жить, как уважать, как презирать кого-то, как ненавидеть даже. Слово это – «провинция» – употребляю с любовью и болью за тех людей, которые живут там. И если могу чем-то отдать дань моей родине – это привезти туда настоящий театр, наших актёров. В Читу мы возили премьерные спектакли. Если бы вы видели, как там реагируют зрители!
Я не понимаю одного — нечеловеческого отношения к человеку.
Я думаю, что человек – это самое сложное существо в нашем мире. Потому что он обладает душой. Душу можно воспитывать, как и вкус. Причём воспитывать её надо со школьной скамьи. Душа у человека реагирует в любом возрасте, но реагирует только на настоящее. Великая актриса Вера Николаевна Пашенная, у которой я учился в Щепкинском театральном училище, говорила: «Уходя со сцены, оставляйте кусочек своего сердца». И я всегда повторяю её слова своим студентам, это как «Отче наш» для меня. Только тогда ты сможешь затронуть душу человека в зале.
Профессор, 1986.
Занимал пост министра культуры Российской Федерации (1990 — 1992).
В 1998 году был избран Русским биографическим институтом «Человеком года» за выдающиеся заслуги в области искусства.
Президент Ассоциации русских драматических театров (МАТР).
Академик Международной академии творчества.
Почётный член Российской академии художеств.
Член-корреспондент Российской академии образования (1992).
В честь Юрия Соломина назван астероид № 10054 — «Юрий Соломин» 2001.
#простолето ко Дню самоуправления по заданию Алексея
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
F, 2023 г. художник: Valeria Ko (1990 г.р.)
Мятежные хоп-хэй-лалалэй его коитусов..
Мой комментарий к записи «Гимназия имени Кекина в Ростове Великом, 1911 г.» от
У кормушки
Требовал перевода культурной среды РФ в «патриотическую плоскость»
«Пойду к себе умирать»: тайна последней фразы Олега Даля
А всё- таки она вертится...
Битва за Москву

