К. А. Тимаев. Андижанское восстание. (Из личных воспоминаний). 2/2


Дом Дукчи-ишана в кишлаке
12 июня 1898 г. свершилось правосудие.
По приговору Туркестанского военно-окружного суда
План дома ишана в кишлаке Мин-Тюбе. 1898
Несмотря на то, что в «Туркест. вед.» самым
аккуратным и подробным образом распубликовывалось о всех
мероприятиях русского правительства по поводу ликвидации
Андижанского восстания, о всех новейших сведениях по этим делам
и т. п., — однако Ташкент не обошелся без того,
чтобы не волноваться… То пронесется слух, что киргизы скопом напали
на
___________
В начале августа 1898 г. мне вновь пришлось по службе отправиться в Андижанский уезд. Поехал я опять не один.
Было крайне интересно побывать в Андижане, повидаться со многими знакомыми из состава временного военного суда, поговорить с ними о подробностях ишановского дела, посмотреть на место кровавой катастрофы в ночь на 18 мая и т. д.
Первым долгом, по прибытии в Андижан, я отправился
в сад, в котором стояли юрты для помещения некоторых чинов военного
суда. Насколько помню, к первому я явился к полковнику
П. И. Долинскому, военному судье Туркест. воен. окр.
суда, бывшему моему начальнику
Лист согласования: разрешения волостных управителей на объявление газавата (священной войны). 1898. Государственный музей истории Узбекистана

Оборотная сторона. «Настоящий документ найден в
кишлаке
Вблизи нынешней ст. Горчаково, с разрешения генерал-губернатора С. М. Духовского, мы сели на поезд, с которым генерал возвращался в Ташкент после посещения своего Андижана. Ко времени прибытия поезда с командующим войсками округа к этому месту, на открытую площадку, собрался гарнизон Н. Маргелана (ныне Скобелев). Когда подходил поезд, то артиллерия сделала салют из орудий командующему войсками. Артиллерийская стрельба произвола впечатление не только на собравшихся сюда в массе туземцев, но и на европейское население… Генерал-губернатор С. М. Духовской не принял здесь, как и в Андижане, предложенный туземцами обычный дастархан. Это было в некотором роде выражение своего неудовольствия на туземное население…
Когда наступил вечер, то наш поезд оказался несущимся по иллюминованному кострами пути. Картина была феерическая…
Дело в том, что, по приказу 30 мая 1898 г.
Так вот, население, желая показать, с одной стороны, свое усердие и преданность, а с другой стороны — бдительность по охране рельсового пути, устроило поезду, в котором ехал генерал-губернатор, такую своеобразную иллюминацию… Освещение кострами железнодорожного пути было устроено на всем протяжении в пределах Кокандского и Ходжентского уездов. Даже ночью, когда в поезде все спало, костры горели в такой безлюдной местности, как Голодная степь.
Во избежание неправильных слухов о случившемся в ночь с 17 на 18 мая кровавом событии в Андижане, по краю было распубликовано объявление от имени генерал-губернатора, в котором было указано, что не было никакой причины для такого дерзкого и постыдного дела. «Столь бесчестное нападение на русских воинов произвели люди, всегда выказывавшие повиновение русскому начальству и преданность, жившие спокойно, богатея и соблюдая унаследованные от своих предков заветы религии и порядки домашней жизни. Люди эти были сбиты с толку сумасбродным мин-тюбинским ишаном Мухаммад-Алием Сабыр оглы». Далее в объявлении говорилось о самом нападении, о казни главных виновников, о работе военного суда и о водворившемся в Фергане спокойствии. Объявление заканчивалось так: «Поистине, злой дух пронесся над Ферганой. Точно будто этот злой дух позавидовал спокойной дружной жизни подданных Великого Белого Царя, позавидовал богатению края и пожелал внести смуту, поссорив между собою людей, коим Богом суждено жить совместною жизнью».
В дополнение этого объявления от 1 июня
1898 г., последовало 31 авг. другое, в котором сказано:
«Русскими и туземными властями были задержаны и привлечены к
следствию всего 546 человек. Из них освобождены от судебного
преследования 131 человек. Предано суду 415. Военный суд оправдал
32 человека. Из остальных 383 виновных суд приговорил:
Андижан, 23 августа 1898 г. Приезд
туркестанского генерал-губернатора
Не для одних, однако, туземцев событие 18 мая послужило уроком. Оно реально отозвалось и на русских, не говоря уже об убитых и раненых солдатах.
Во-первых, по Высочайшему повелению, объявленному в приказе по Туркест. краю от 24 мая 1898 г. № 86/87, военный губернатор Ферг. обл. генер.-лейт. Повало-Швыйковский был отстранен от этой должности как виновный в допущении столь неожиданного случая внезапного нападения вооруженной шайки туземцев на войска под г. Андижаном, а затем он был уволен с службы с мундиром и пенсией.
Во-вторых, Высочайшим приказом по военному ведомству от 3 ноября 1898 г.: 1) были отчислены от занимаемых должностей в запас пехоты: а) маргеланский уездн. начальн. полк. Брянов за то, что не сумел уследить и своевременно узнать о готовящемся сборе в его уезде мятежнической шайки, и вместе с тем и положить предел вредной агитации ишана и его сообщников; б) и. д. андижанск. уездн. начальника подполк. Коишевский за то, что допустил сформирование в месте его жительства мятежнической партии около 200 челов., и в) ассакинский участк. прист. капитан Сахип-Гирей Еникеев за то, что не сумел открыть подготовлявшийся в течение нескольких месяцев в его участке сбор мятежнической шайки, и 2) были объявлены выговоры: а) бывш. воен. губ. Ферг. обл. и командовавшему в ней войсками генер.-лейт. Повало-Швыйковскому за бездействие власти, б) и. д. ошского уездн. нач. полк. Зайцеву за несообщение им немедленно соседним уездным начальникам полученного известия о появлении преступной шайки, и в) наманганскому и кокандскому уездн. нач. полковникам Арванитаки и Дзердзиевскому за недостаточное наблюдение за вверенным их управлению населением.
Так было ликвидировано кровавое происшествие ночью 18 мая 1898 г. в Андижане.
Полк. Брянов уже скончался. Полк. А. В. Коишевский впоследствии занимал должность помощника управляющего канцелярией турк. генер.-губернатора и тоже уже умер. Участк. пристав Еникеев служил потом в позем.-податн. комиссии в той же Ферг. области. Полк. Арванитаки скончался генерал-майором в должности помощника воен. губ. Самарк. обл., а полк. Дзердзиевский вышел недавно в отставку.
Но последствия андижанского восстания были и другого рода, в смысле культурных начинаний.
Так, например, циркуляром туркест. генер.-губ. 8 авг. 1898 г. № 10 было указано: «Замечено, что многие из лиц, служащих как в войсках, так равно по администр.-полицейскому и другим отделам гражд. управления Туркест. края, недостаточно знакомы с самыми существенными чертами ислама и обуславливаемой им организацией религиозного быта мусульманского населения, определяющего собою и весь порядок их внутренней жизни. Между тем при соприкосновении всякого рода властей с туземцами и их жизнью подобные знания оказываются существенно необходимыми для избежания различных недоразумений и иногда крупных промахов. Чтобы облегчить всем служащим в Туркест. крае подобное ознакомление с характерными особенностями быта населения, предпринято ныне составление и издание ряда выпусков „Материалов по мусульманству…“».
Распоряжение это генер.-лейт. С. М. Духовского имело и имеет самое серьезное значение. Разъяснять это не приходится. В самом деле, как же управлять народом и входить с ним в тесное общение, не зная ни его языка, ни бытовых условий жизни, ни религиозных верований?!
К сожалению, мудрые указания приведенного циркуляра постепенно забываются, а между тем собранные и изданные особою брошюрою «Материалы по мусульманству» имеются под рукой…
Нельзя пройти молчанием и следующее циркулярное письмо генер.-лейт. С. М. Духовского на имя военных губернаторов, в котором он, упоминая, что при объезде Самарк. и Ферг. областей вместе с взрослым населением выходили к нему с приветствием в некоторых местностях и малолетние дети, находит это не только одобрительным, но и желательным: «Надлежащее воспитание молодого поколения, — писал С. М. Духовской, — должно быть предметом нашей особенной заботы, и в этом отношении никакие меры не должны быть упускаемы. Вырастающая молодежь должна приучаться хорошо знать своих начальников и руководителей, их взгляды и требования; ласковое же внимание и добрые отношения при этом к ним властей, как известно, запечатлеваются крепче строгих приказов».
Желание почтенного генерала С. М. Духовского, чтобы русские власти оказывали туземной молодежи ласковое внимание и добрые отношения, не так уже трудно осуществимо на практике в жизни и поведет, разумеется, к плодотворным результатам.
В заключение привожу имеющий некоторое отношение к андижанскому восстанию и мало известный следующий случай.
По приказанию начальства, базар-курганский участк.
прист. поручик Рукин производил в ноябре 1898 г. расследование
по поводу слухов о том, что кенколь-карагырский волостн. управитель
Данаев скрывает у себя принявшего мусульманство русского под именем
Ахмед-Джана. Слухи оказались верными, но неизвестный русский
оказался утопленным в р. Нарыне по приказанию Данаева тремя
джигитами волостного, из которых Юлдаш Алимбеков сознался в этом.
Вместе с арестованными волостным Данаевым, его джигитами и в
сопровождении писца своего Серкова,
Писарь Серков догадался — ударил ногой в голову Данаева, и тот низвергся в пучину глубокой здесь реки, а поруч. Рукина вытащили киргизы.
Поблизости происходила тоже смертельная борьба. Сознавшийся джигит Юлдаш набросился на волостного Артыхбаева, желая сбросить его в Нарын. Однако подоспела помощь. Юлдаш тогда в отчаянии сам бросился в Нарын, воды которого поглотили еще одного человека.
Юлдаш и Данаев потонули.
Долго еще не изгладится из памяти то гнетущее
впечатление, которое произвел на всех безумный поступок
мин-тюбинского ишана
Неустанно проводя в жизни указанные выше заветы С. М. Духовского и осуществляя на деле ту великую культурную миссию, которая выпала на долю нас, европейцев, в Средней Азии, мы достигнем, без сомнения, того, что подобные андижанскому восстанию случаи уже более не повторятся, а самое восстание ишана станет преданием старины глубокой…
К. Тимаев
Другие материалы о Киргизско-андижанском
восстании:
• В. И. Иларионов. Дневник священника Туркестанской епархии
https://rus-turk.livejournal.com/533829.html
https://rus-turk.livejournal.com/570278.html
• Ю. Д. Головнина. На Памирах. Записки русской путешественницы
https://rus-turk.livejournal.com/105248.html
https://rus-turk.livejournal.com/180399.html
• Н. П. Остроумов. Мусульманские ишаны
https://rus-turk.livejournal.com/402534.html
• Д. Н. Логофет. Верховья реки Кизил-Су и Алайская долина
https://rus-turk.livejournal.com/709563.html
• В. П. Вощинин. Очерки нового Туркестана: Свет и тени русской
колонизации
https://rus-turk.livejournal.com/235558.html
Описания населенных мест (Ферганская область):
https://rus-turk.livejournal.com/593631.html
Того же автора:
https://rus-turk.livejournal.com/298607.html