К 10-ЛЕТИЮ ПУТИНСТВА: БЕДА НАШЕГО ВРЕМЕНИ - "АНДРОИДЫ"

РФ нуждается не в модернизации, а в развитии. Причем со сменой политического класса.
(Отрывок из интервью Юрия Крупнова Максиму Калашникову, 2006 г.)
…По большому счету, никаких реформ в стране еще не было. Нельзя называть этим словом тот погром, что учинили в России с 1992 года. "Реформа" - это когда создается что-то качественно новое. То, что лучше прежнего. А что нового создали наши "реформаторы", лишив нас половины страны и унеся жизни стольких миллионов человек? Поломав здоровье и судьбы еще десятков миллионов? Да по сути - ничего. Экономику - примитивизировали и упростили. Погубили высокотехнологичные отрасли и сейчас уничтожают систему образования. Варваризовали общество. Военно-промышленный потенциал ослабили, обороноспособности нанесли чудовищные потери. Если рассудить здраво, то их "реформы" есть не что иное, как доведенные до уродливой крайности тенденции загнивания и разложения, что были еще при Брежневе...
"Нет" - модернизации, "да" - развитию!
- Сегодня стало модным утверждать, что страна наша нуждается в модернизации. Например, в программных документах пропрезидентской "Единой России"...
- Нет, нет и еще раз нет! Никакой модернизации - только развитие. Путать эти два понятия смертельно опасно.
Что такое "модернизация"? Это когда заимствуются (как правило, с Запада) тамошние организационные находки и технологии. Их затем переносят на местную почву, безжалостно ломая веками складывавшиеся традиции и обычаи, психологию народа, его историю. Модернизация - это безжалостное деление на "осталых" и "модернизированных", причем первые обрекаются на нищету и вымирание. Так поступают многие азиатские "тигры", порождая явление сверкающих мегаполисов и технопарков среди моря бедных деревень, живущих в средневековье.
Модернизация может, конечно, дать экономический эффект. Но по большому счету она корежит и уродует страну, порождает опасность ее взрыва изнутри. И еще обрекает модернизированное государство на положение вечно догоняющего.
Развитие же - процесс творчества. Создания своего, опирающегося на традиции твоего народа. На самые сильные его стороны. Развитие означает порождение того, чего нет еще ни у кого в мире. Оно расковывает творческую энергию народа.
Вот что должен понимать политический класс РФ. Но, увы, по большей части уповает именно на модернизацию.
- Значит, главная загвоздка сегодня - в правящей верхушке, в пресловутом "политическом классе"? Значит, нужно его менять, иначе ничего с места не сдвинется?
- Да, выход на цели и проекты развития требует принципиально иной антропологии политического класса. И даже большего: просто иного политического класса.
Развитие, в отличие от инерционного существования или даже модернизации, не может осуществляться серыми, лишенными энергии и фантазии чиновниками-функционерами. Ведь развитие всегда - системный и цивилизационный сдвиг, невозможный без колоссальной политическо-управленческой энергетики, без общенародного подъема.
Не только инерционные сценарии, но и политика модернизации по существу требуют только лишенных творческого огня функционеров. Да, ради модернизации их лучше набирать из молодежи и "формовать" с чистого листа. Опыт успешной модернизации в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке показал, что массированное введение готовых, привозных технологий может происходить без особых затрат. Ведь все строится на изначальном «отрезании» от модернизируемых производств населения старше примерно тридцати лет и интенсивного формирования обслуживающей новые технологии рабочей силы и менеджеров из молодых людей младше тридцати. До следующей модернизации.
Соблазн модернизации не случайно столь силен в российском политическом классе - включая высших чиновников, крупных бизнесменов и профессиональных политиков. Практически все так называемые реформы 1990-х годов были и остаются чистой воды модернизацией, строящейся не на создании собственных новых систем деятельности, не на собственноручно «выращиваемых» новых практиках и науках, а на завозе уже сложившихся технологий и инфраструктур с Запада.
Обратной стороной модернизации, в отличие от развития, выступает уничтожение и невоспроизводство оригинальных отечественных практик, наук и систем деятельности. В нашем случае - советско-российских. Идет изначальное встраивание в чужое развитие на второстепенных ролях. То есть, перед нами - имитация и даже симуляция развития. Или, как это было детально описано и названо в добротных научных монографиях еще 1960-х годов, «зависимое развитие».
Политический класс сегодня стоит перед выбором. С одной стороны, можно и дальше продолжать явную или скрытую модернизацию РФ. То есть, закреплять страну в роли не просто сырьевого придатка стран-лидеров современного мира, но и сырьевого придатка со вчерашними технологиями! С другой - делать ставку на развитие страны, которое не может быть «зависимым» или «догоняющим» и всегда по определению является самостоятельным и опережающим.
Но для выведения страны на курс развития значительной части политического класса необходимо перестать быть только функционерами.
Беда нашего времени - "андроиды"
- То есть, нам нужны не чиновники-живые автоматы (андроиды), а люди творческие. Но ведь в нынешней РФ торжествует именно "человекоподобные биомашины", чиновники-функционеры!
- К сожалению, это так. "Анроидность" даже поощряется. В конце апреля 2006 г. председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин на своем персональном сайте чрезвычайно содержательно и интересно определил необходимые качества нынешней российской элиты :
«Для работы в государственном аппарате необходимы, прежде всего, именно «андроиды» - а не «творческие люди»… Преимущество «андроида» состоит в том, что он будет говорить по сути и только по сути, он будет действовать строго в рамках своей функциональности - а значит, действовать эффективно».
В качестве ведущей характеристики «андроида» Владимир Николаевич определяет национальную ориентированность: «Любые свои проекты, любые выступления, идеи, планы - все надо пропускать через призму интереса Российской Федерации. Быть не просто «андроидом», а «национально-ориентированным андроидом».
Здесь опять, как и в случае с выдвижением национальных проектов, видно страстное желание наладить четкую государственную работу во всеобщих интересах. И это не только понятно, но и не может вызывать каких-либо возражений. Однако,это - путь в никуда.
Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что чиновники и депутаты должны быть функциональны и исходить в своей работе из общенациональных задач, а не из частных корыстных интересов. Но ведь так и должно быть в норме, изначально! Ставить такие задачи сегодня все равно, что расхваливать новый автомобиль только за то, что у него есть четыре колеса, мотор и рулевое управление, которое работает! Любое государство должно иметь чиновников, действующих ради общего блага, а не для личного обогащения. Иначе это - бандиты у власти, а не функционеры. Вряд ли мы на пилигинской концепции построим что-то выдающееся. Точно так же, как и не создадим автомобильного чуда, взяв за основу только принцип "четыре колеса, мотор и руль". Расслабленность и аморфность нынешнего политического класса РФ видна не только из потопа документов и слов, которые вынуждают президента Российской Федерации изрекать изящные выражения:
«Мы будем сопли жевать здесь годами? Мы уже сколько говорим на эту тему – с 99-го года? Почти ничего не происходит, только одни разговоры».
Реальная субтильность и бездельно-растительная форма существования подавляющего числа ответственных чиновников особенно очевидны при чтении заокеанских первоисточников.
«America is at war» («Америка находится в состоянии войны») – так начинается новая (март 2006 года) Стратегия национальной безопасности США в форме прямого обращения Джорджа Буша к своим соотечественникам: «My Fellow Americans» («Друзья мои, американцы»).
Вот пример мобилизационной политики, когда в одном буквально слове вытравливается слишком опасная для страны теплохладность высших чиновников и элиты в целом. Можно как угодно относиться к подобным заявлениям, но нельзя отказать администрации Буша в последовательности. После 11 сентября 2001 года руководство США в любом своем действии исходит из того, что оно находится в состоянии войны, в чрезвычайной ситуации. Из этого, разумеется, не следует автоматической эффективности (вспомним хотя бы позорную для США ликвидацию последствий урагана «Катрина» летом 2005-го), но из этого вытекают ясность сознания и его системная направленность на ключевые вопросы.
У нас ничего подобного и в помине нет. Наши высшие чиновники иногда, во время отдельных напряженных ситуаций, произносят слова о войне. Но уже через неделю-другую об этом попросту забывают и продолжают прежнее лениво-растительное, слишком функциональное существование. Подобное состояние умов не годится ни для постановки проектов и целей развития страны, ни для их осуществления.
Пользуясь словами президента Путина, новая антропология политического класса и должна стать такой, чтобы предметно отвечать на вопрос: как перестать "сопли жевать"?
И здесь есть один ключевой критерий. Сознание новой элиты должно быть проблемно-ориентированным. То есть, она должна исходить из реальных проблем, быть направленной на их принципиальное решение. Проблемная организация сознания требует высочайшего уровня самоорганизации, которая и определяет политический реализм.
- ...Да, Юрий Васильевич, немало придется нам пролить пота ради будущего страны. Да и нервов сжечь тоже. Иной раз страшно становится от осознания того, в какую яму угодила Россия и сколько придется сделать во имя ее спасения...
- А разве у нас есть иной выход? Ведь, по большому счету, никаких реформ в стране еще не было. Нельзя называть этим словом тот погром, что учинили в России с 1992 года. "Реформа" - это когда создается что-то качественно новое. То, что лучше прежнего. А что нового создали наши "реформаторы", лишив нас половины страны и унеся жизни стольких миллионов человек? Поломав здоровье и судьбы еще десятков миллионов? Да по сути - ничего. Экономику - примитивизировали и упростили. Погубили высокотехнологичные отрасли и сейчас уничтожают систему образования. Варваризовали общество. Военно-промышленный потенциал ослабили, обороноспособности нанесли чудовищные потери. Если рассудить здраво, то их "реформы" есть не что иное, как доведенные до уродливой крайности тенденции загнивания и разложения, что были еще при Брежневе.
- И умудрились они создать строй, где собрались все недостатки царской и советской эпох, язвы и пороки "постиндустриализма" - и минимум достоинств всех трех стадий...
- А потому нам нужно бороться за страну и ее будущее. Давайте переборем страх и возьмемся за дело…