Жуджиаджао-парк Кенжи


башня для наблюдения луны




в пруду плещутся карпы. дорожки и ступеньки в парке старательно декорированы




повсюду летают крупные бабочки

а вот и древнекитайская инновация:) для орошения рисовых полей - называется почему-то кость дракона. вообще стоит вспомнить насколько технологически продвинутым был Китай в средние века - например, флотилии имперского министра евнуха Чжэн Хэ, построенные в начале XV века (империи Мин), состояли 250 судов с командо в 30 тысяч человек. При этом в число флота входили суда, далеко превышавшие по своим размерам крупнейшие суда, существовавшие в европейских флотах даже в период расцвета деревянного парусного флота XVIII-начала XIX вв. Флот Чжэн Хэ совершил 7 путешествий из Китая в Юго-восточную Азию, Цейлон и Южную Индию. В ходе некоторых путешествий флот доходил до Ормуза в Персии, а его отдельные эскадры — и до нескольких портов в Аравии и Восточной Африке (до сих пор в Занзибаре и на побережье Танзании находят китайские артефакты, вероятно связанные с эскадрой). Вполне могло статься, что именно китайцы бы открыли Америку. Впоследствии, однако, следующие императоры прекратили развитие флота - нафиг нужно кого-то там открывать, Поднебесная и так самодостаточна. А вот Колумб сунулся со своей безумной идеей поиска нового пути в Индию то ко одному европейскому монарху, то к другому, то к третьему и в итоге нашел таки спонсоров. Вот что значит политическая конкуренция, присутствовавшая в Европе того времени и отсутствовавшая в Китае. Одно глупое решение всесильного монарха может напрочь убить какую-то прогрессивную идею. А в Европе идиотские решения отдельных монархов (например, некоторые запрещали книгопечатание) тут же корректировались адекватными решениями конкурирующих суверенов - шел естественный конкурентный отбор общественных систем, технологий и организационных практик.



|
</> |