Жизнь в три смены в советских пионерлагерях



Ну и, конечно же, самым главным атрибутом лагерной жизни был пионерский галстук. Но не по той причине, что он считался обязательной деталью одежды. Ценность этот кусочек алого ацетатного шёлка приобретал лишь в последний день смены, когда прощаясь, друзья шариковыми ручками расписывались на галстуке, оставляя памятные автографы. Администрацией лагеря подобные поступки не поощрялись и даже пытались пресекаться, но традиция оказалась непобедимой и живучей: ведь даже совместные фотографии не оставляли столько тёплых воспоминаний, сколько эти пожелания и подписи на пионерском галстуке.
В СССР, чтобы советский ребёнок не оставался во время школьных каникул предоставленным самому себе и имел возможность проводить досуг в хорошо организованной среде с воспитательным, оздоровительным и патриотическим уклоном, по всей стране была сформирована обширная сеть пионерских лагерей.
Правда, несмотря на то, что они назывались пионерскими, октябрят туда тоже принимали, формируя отряды по возрастному признаку. Впрочем, попасть в лагерь могли не все желающие: путёвки распространялись через профсоюзы по предприятиям, и нередко возникала ситуация, когда трудящихся, желающих отправить детей на летний отдых, было гораздо больше, чем выделенных предприятием путёвок.

Большинство лагерей, как правило, принадлежали каким-нибудь
предприятиям и организациям, от финансовой успешности которых
зависел и образ жизни пионеров. Среда обитания могла быть самой
разной: это и палаточные городки, расположенные в каком-нибудь
живописном месте; и скромные деревянные домики с санитарными
удобствами на улице; и добротные кирпичные здания с балконами,
расположенные в живописном сосновом бору.
Соответственно, от принадлежности ведомству и его способности
финансировать потребности отдыхающих, зависело и питание пионеров,
оснащение спортивных площадок, кружков, библиотек, проведение
различных мероприятий воспитательно-развлекательного характера.

К поездке в пионерский лагерь готовились заранее: после того,
как путёвка оказывалась на руках, ребёнку следовало пройти
формальный медосмотр, во время которого он получал необходимые
пометки в медицинской карте.
Затем доходило дело до сбора багажа – на чемодан клеился отрезок
лейкопластыря с именными данными владельца, а внутрь убирались
необходимые вещи, на каждую из которых обязательно пришивали метку
с фамилией ребёнка. Опытные пионеры обычно прихватывали с собой и
немного разрешённых администрацией лагеря продуктов: сухари,
печенье, баранки.
Пионерское лето состояло не из трёх месяцев, как у обычных детей, отправляющихся на каникулы к бабушке в деревню, а из трёх смен, и каждая смена начиналась с централизованного заезда в лагерь. На месте сбора родители наспех давали ребёнку последние наставления и сажали его в выделенный предприятием автобус: как правило, для заезда каждой смены формировался целый автопоезд, состоящий из 8–12 автобусов, сопровождаемых одной-двумя машинами автоинспекции.
Прибывших в лагерь детей формировали в отряды, распределяли по корпусам, запирали чемоданы в специально отведённом для этих целей месте, после чего строили на торжественную линейку, посвящённую началу смены. После этого у пионеров начиналась жизнь по расписанию: по часам были расписаны побудка и отбой, утренняя и вечерняя линейка с подъёмом/спуском флага, обязательная зарядка и время приёма пищи, трудовая деятельность и досуг.
Трудовая программа входила в список обязательной деятельности пионера: это могло быть дежурство отряда по лагерю, когда часть пионеров занималась уборкой территории, а другая часть нарезала хлеб, разливала компот и сервировала столы в столовой. Нередко пионерские отряды отправляли в ближайшие колхозы и совхозы для помощи трудящимся с прополкой или поливом, причём, если администрация лагеря попадалась совестливая, то детям даже оплачивали эту работу.
Некоторые предприятия, бравшие шефство над пионерами, предлагали детям мелкую неквалифицированную работу, которая хоть и скромно, но исправно оплачивалась; ну и, конечно же, самым распространённым видом трудовой деятельности была уборка в корпусах – полы, как правило, мыли уборщицы, а вот все остальные действия по наведению порядка дети выполняли самостоятельно.
Конечно же, помимо трудовой деятельности в жизни пионерского лагеря были и другие важные события: родительская суббота, когда ребёнка навещали родственники, нагруженные разными лакомствами и забытыми в процессе сбора вещами; военно-патриотическая игра «Зарница», которая в зависимости от режиссёрского таланта вожатых проходила либо скучно и формально, либо превращалась в настоящее приключение; «Большой Костёр», который был закономерным финалом каждой смены и сопровождался задушевными песнями под гитару, трогательным прощанием с лагерем и слезами расставания.
Самыми интересными в распорядке дня были мероприятия вроде демонстрации кинофильмов и дискотеки. Именно на лагерных танцевальных площадках зародилось выражение «пионерское расстояние» – тот интервал между мальчиком и девочкой, который зависел исключительно от взаимных симпатий и возраста пионеров. Не прекращалась жизнь и после отбоя: рассказывались леденящие душу истории про летающую чёрную руку, гроб на колёсиках, красные перчатки и чёрное пианино; не менее популярным способом пощекотать себе нервы были вызовы духов, чертей или Пиковой Дамы.
Иногда ночные развлечения пионеров были не страшными, а захватывающе-весёлыми: именно для этих целей из дома привозили запасной тюбик зубной пасты. Девизом таких мероприятий был призыв «сегодня идём девчонок/мальчишек мазать!». Дожидаясь, пока все заснут, злоумышленники не теряли время даром – спрятав зубную пасту где-нибудь под майкой, согревали её теплом своего тела, чтобы тот, кого будут мазать, не проснулся от контраста температур. Особым шиком считалось заблаговременно надёргать из подушек перья и на лице спящего поверх зубной пасты выложить красивый орнамент.

Жизнь в пионерском лагере была немыслима без характерной атрибутики: в первую очередь это – флаг, барабан и горн. Под барабанную дробь на торжественной линейке выносили знамя, именно барабан сопровождал отряд во время всевозможных смотров, парадов, шествий или походов, а в более раннем периоде существования пионерских лагерей сигналы барабана регламентировали жизнь и быт пионеров.

Чуть позже барабанные сигналы к побудке, отбою, обеду были заменены
звуками горна. Ритуал подъёма/спуска флага проводился ежедневно,
дважды в день: на утренней и вечерней линейке, причём, к этому
почётному занятию допускались отличившиеся самыми лучшими
поступками пионеры.