Жизнь после правды

Например, такому, как Ричард Никсон. При том, что последний, наверное, самый значительный американский политик послевоенного времени. Который сделал много чего крайне важного для США - включая знаменитый "поворот на Запад" Китая, решение, которое, по сути, и сформировало весь современный мир - но при этом вылетел в обойму из-за "пустяка". Из-за того, что некто из Республиканской партии - от которой избирался Никсон - решил установить подслушивающее устройство в штаб-квартире партии Демократической. Еще раз: не сам Никсон это сделал, и даже не по его приказанию сделали - это было просто действие "от республиканцев", но и этого оказалось достаточным для грандиозного скандала после того, как указанная история попала в печать.
"Уотергейт" стал буквальным "апофеозом правды", венчающим, по сути, длинную вереницу иных скандалов, связанных с тем, что "действительность оказалось не такой, которой считалось". Сотни политических и общественных деятелей, бизнесменов и чиновников лишились своих постов по причине "раскрытия их неприглядных сторон", корпорации теряли огромные доходы, а профессия "журналиста" становилась все более и более популярной и знаковой. Собственно, именно тогда и зародилась идея о том, что "правда, попав в массы, способна на все!"...
Как говориться, o sancta simplicitas! Впрочем, ладно - тогда реально не было основания сомневаться в том, что дело обстоит именно так! Причем - не только потому, что СМИ в это время действительно еще не превратились в собрание бредогенераторов различного уровня. (Бред первого уровня - просто бред на основании искаженной реальности, бред второго уровня - бред на основании искаженного бреда первого уровня, ну и т.д. Сейчас уровень пятый в ЕС/США, а на Украине - шестой, думаю.) И реально даже при откровенных манипуляциях предпочитали делать это на основании фактов, а не чистых вымыслов: корреспонденты ведущих изданий тогда на самом деле ездили по миру, а не придумывали свои "материалы", сидя в офисе.
Но и потому, что тогда реально каждое слово о тех же "неприглядных действиях" высших лиц воспринималось, как сенсация! (Ну да: не может быть, чиновник такого уровня - а берет взятки! Или, скажем, политик - а откровенно врет! Ведь это же неправильно, такого быть не должно!) Ведь человек еще продолжал существовать в рамках прежних, традиционных по сути, представлений, построенных по принципу "как должно быть". (То есть, он внутри имел некую модель реальности - выстроенную, судя по всему, в период взросления-образования - и именно с ней сравнивал происходящее.) И не важно, что вопрос "продажности избранных лиц" поднимался даже не у Марка Твена даже, а еще у Светония! Потому, что Светоний - Светонием, а "память поколений", согласно которой "президент не может врать" - памятью поколений.
То есть, можно сказать, что тогда - в 1970 годы - обильный вал информации еще не заполнял (и не переполнял) все человеческое сознание, в нем еще оставались "лакуны незнания", в которые, собственно, и попадала правда. (И поэтому действовала очень сильно.) Да, это был уже закат "информационной" (Гуттенберговой) цивилизации, при которой по тем же научным/производственным дисциплинам количество знаний уже давно превысило все допустимые пределы. (И постепенно начало переходить в "постинформационное" состояние.) Но для обычного человека мир еще оставался "почти прежним", тем, который не сказать, чтобы сильно отличался от мира времени 19, 16 или 3 до Р.Х. веков.
Но сейчас все радикально изменилось. Точнее - изменилось все уже давно, лет двадцать как, наверное. Формально - это стало последствием появления интернета, но реально, ИМХО, все "технические тонкости" в данном случае вторичны. (Как уже говорилось, в тех же "специальных областях" - вроде медицины - "перегрузить инфосферу" удалось еще во времена "печатного слова".) Вторичны в том смысле, что их само появление в мире стало результатом резких социальных (социоэкономических) изменений в виде появления массированного слоя "работников информационного звена". (Информатариев) Начиная с программистов и заканчивая различными "аналитиками". (Собственно, Интернет, как массовое явление, тут реально вторичне: его, по сути, "не могли не изобрести" при такой концентрации указанных лиц. Даже если бы не было пресловутого ARPANET.)
Поэтому уже к концу 1990 годов "правда" стала резко падать в цене. Конечно, падала в цене и ложь, но с учетом того, что производство последней совершенствовалось в эспоненциальном порядке, с ней-то проблем не было. А вот с правдой... Отсюда неудивительно, что очень скоро мы увидели первый акт публичного обесценивания последней в прямом - по сути - эфире. Речь идет, разумеется, о "казусе Ассанжа", австралийского журналиста, которые решил, что мы "продолжаем жить в 1970 годах", пусть и с современными техническими достижениями. И создал свой сайт WikiLeaks для обмена секретными и конфиденциальными материалами и распространении последних среди масс.
Это должна была быть бомба, это обязательно должно было стать бомбой - так думали все, начиная с самого Ассанжа и заканчивая представителями высших сфер мировой политики, которые начали с Ассанжен яростную борьбу. Отсюда, кстати - из уверенности в "бомбичности" своей деятельности - и проистекала сама свобода действий данного журналиста, думавшего, что он защищен "могуществом правды". То есть, тем, что в случае любого покушения на себя мог бы выложить что-то совершенно уж неприглядное. Но в реальности все оказалось совершенно иначе. Можно сказать даже, полностью противоположным образом: на "викиликс" выкладывались, действительно, достаточно неприглядные - и совершенно правдивые - материалы о самых различных политических, военных и экономических действиях.
Вот только реакции они не вызывали в мире почти никакой. Ну, разве что некоторое время их "пополоскали" в прессе - но потом и это затихло. (Викиликс, кстати, прекрасно работает и по сей день как памятник ушедшей эпохе.) Почему? Да потому, что все это давно уже никому не интересно!
Еще раз: оказалось возможным, например, заявлять о том, как американцы действительно расстреливали мирных жителей Ирака или Афганистана - и все пожимали плечами "ну и что?". Ну да: добили сколько-то там безволосых обезьян - так в любом боевике их "мочат" сотнями, что же теперь, волноваться что-ли? Или, скажем, появлялись данные о том, что ведущие американские бизнесы выводят свои деньги в "оффшоры" (да, и для США это так же актуально), так что же, теперь переставать ими пользоваться. (В 1970 годы, кстати, вполне могли и перестать.)
Да что там оффшоры! Вон ситуация с "казусом Эпштейна", который, оказывается, не только поставлял "девочек" из числа "начинающих актрис" для высшего света (что лет пятьдесят назад хватило бы для "скандала столетия"), но и был участником некоего "педофильского сообщества", по сути, прошло мимо. А ведь сам Эпштейн считал себя всесильным похлеще Ассанжа: ведь с т.з. классических представлений субъект, держащий в руках такие данные (о педофилии "сильных мира сего"), бессмертен и всемогущ, но на самом деле все случилось обратным образом. Потому, что самого Эпштейна не просто арестовали, но и аккуратно придушили в камере - впрочем, может быть и неаккуратно, но кого это волнует - а все эти материалы о педофилии и т.д....
А про все эти "материалы о педофилии" мы - жители этой планеты - сейчас прекрасно знает, и это абсолютно ничего не меняет. Вообще. Потому, что это "знание" не ведет даже к поражению на выборах: как показали события 2020 года (в США) - на этих самых выборах можно совершенно спокойно провести кого угодно куда угодно. (Даже если кандидат давно уже впал в детство, то за него все равно "проголосуют по почте".) Обратное же - нет, не работает! Поэтому сейчас в сети наличествуют материалы не только о педофилии основных "мировых акторов" - включая британских монархов - но и о том, что эти "акторы" практикуют чуть ли не открытые сатанинские оргии. Но это совершенно, абсолютно ничего не меняет. (Еще раз: вспомните Никсона с его жалкой попыткой "установки прослушки" и грандиозным скандалом!)
Потому, что реально всем давно уже все равно: кто кого, как, зачем и почем - причем не только в сексуальном смысле. Вот в США те же "коррупционные скандалы" идут один за одним - но результат их см. чуть выше. Более того: давно уже "всем все равно" по любым иным поводам, включая такие вопросы "крутится ли Земля вокруг Солнца", "произошел ли человек от обезьяны" или "имеет ли Земля форму шара". (Я, кстати, очень долго думал, что "плоскоземельщики" - это такая форма троллинга. Как говориться - см. выше - o sancta simplicitas.)
Или, например, всем глубоко фиолетово: откуда берется электричество для "экологичных электромобилей". (Ну, в самом деле, вы дети, что ли! Электричество берется из розетки! Их розетки, и ниоткуда больше! А кто сомневается - пусть сунет туда палец!) Т.к. ценность большей части информации УЖЕ равна нулю в современном мире. Тут даже вопрос "сколько будет 2х2" давно уже имеет только один ответ: сколько покажет калькулятор/компьютер, столько и будет. Главное - чтобы при этом холодильники были полны, а в магазинах были всевозможные "ништяки". Чтобы пресловутое электричество в розетке не исчезало - ну, а генерируется ли оно от сжигания газа или от произнесения магических заклинаний, или еще как, это не важно.
В общем, нужно только одно: чтобы жизнь обывателя не подвергалась опасности. А поскольку она - эта жизнь - прекрасно защищается и при правде, и при неправде, и при откровенном бреде, то зачем вообще все это различать? Поэтому все: правды, по сути, нет, она не интересна и не важна, и не отличается от любого иного "собрания байтов". Абсолютно отчужденный мир, что уж тут скрывать...
|
</> |