Жизнь как самоценность

топ 100 блогов albert_lex28.02.2017

Жизнь как самоценность

Большим везением было за день до «Притяжения» посмотреть действительно прекрасное кино – «Прибытие». Темы, которые там поднимаются – они в лучших традициях «Соляриса». Это действительно фундаментальные темы для человечества, для нашей сущности, самой нашей природы, и очень остро поставленная проблема выбора в ситуации, когда нет выбора.

Затравочный уровень проблематики – это задача, немного напоминающая тематику «Соляриса»: установления контакта с разумом, который совершенно иначе мыслит, абсолютно иными категориями и концепциями. Для них непонятен наш способ мышления и мировосприятия, а для нас – их.

Дело в том, что они видят прошлое, настоящее и будущее одновременно. А это, как нетрудно понять, принципиально исключает львиную часть проблематики человеческого мышления, связанного с выбором, с ответственностью, ожиданием, сожалением, надеждой, планами и так далее.

Если ты знаешь, что будет – и знаешь, что никак иначе не будет – то у тебя совершенно иные жизненные установки. Ты ценишь саму возможность жить. Ощущать, быть воплощённым, существовать. Ты знаешь, какую проживёшь жизнь, и можешь лишь наслаждаться этим.

На этом фоне главный вопрос, которым весь фильм военные донимают экспертов: «С какой целью они сюда прибыли?» – он вообще непонятен для пришельцев. Он не имеет смысла. Они не планируют будущее, у них нет целей – они проживают свою жизнь и делают то, что должны предопределённо сделать.

И вот происходит столкновение цивилизации свободной воли и выбора – но без знания своей судьбы, и цивилизации, которая знает всё, и потому не имеет выбора. И как им найти общий язык?

Тут начинаются философские и этические баталии детерминизма и свободы воли

Штука в том, что главная героиня в процессе общения с пришельцами тоже отчасти приобретает эту способность – знать своё будущее. А в этом будущем у неё родится ребёнок, который умрёт в возрасте около 20 лет от неизлечимой болезни.

И тут нас жестоко сталкивают с попыткой воспринять оба взгляда на жизнь.

Знание будущего лишает иллюзии свободы выбора и оставляет человеку лишь возможность наслаждаться самой жизнью. Он знает, что и когда сделает, что и когда с ним случится. Он может лишь это принять, но не изменить. Ну и всё это прожить, естественно.

Стоит ли жизнь того, чтобы её прожить, если ты не можешь её изменить?

Является ли жизнь САМОДОСТАТОЧНОЙ ценностью? Само существование, само бытие как таковое?

Что есть дар: жизнь сама по себе, или жизнь только при условии возможности на неё влиять?

Надо ли дарить жизнь ребёнку, который рано умрёт? Надо ли становиться матерью, зная, как ты будешь любить своего ребёнка, но он умрёт раньше тебя?


Это поистине великие вопросы. Конечно, тут огромное поле для детерменистов, неодетерминистов и даже для компатибилистов, но это мы обсудим ниже, потому что интеллектуальные изыски тут явно стоят ниже этических.

Нас мастерски поставили перед проблематикой, когда вот он, долгожданный приз – внеземной разум! Но его логика, его мировоззрения, всё его понимание жизни в корне отличаются от нашего – и как с ним договариваться?

Для них не существует время, не существует выбора, не будет попыток повлиять на свою судьбу. Им дано знание будущего, но не дано его изменить. Их мировоззрение – это БЕЗОГОВОРОЧНОЕ принятие жизни, какая она есть. И наслаждение ею такой, какая она есть.

Мы же – наоборот. Постоянно планируем, мечемся в неведении, что-то решаем, к чему-то стремимся, чего-то хотим, от чего-то убегаем. Мы живём в концепции «свободы воли» – мы не знаем будущего, но хотим его определять, влиять на него, изменять так, как нам хотелось бы.


И вот человеку, который привык, что выбор неизбежен – что даже бездействие, недеяние – это тоже лишь один из возможных выборов, вдруг открывает неизбежное предопределённое будущее. Родится ребёнок и этот ребёнок рано умрёт.

Авторы сознательно идут на жёсткое нарушение логики, заставляя героиню ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЕ, рожать ребёнка или нет, связывать жизнь с будущим отцом ребёнка или нет, принять эту жизнь или нет.

Хотя понятно, что если будущее предопределено, то ВЫБОРА БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. Но авторы сознательно идут на эту нестыковку (сами говорили в интервью), оставляя нам самим думать: то ли героиня по инерции пыталась решать там, где уже всё было предопределено, то ли она и правда могла отказаться, но решила всё же принять мировоззрение пришельцев – ценить жизнь как таковую, за каждое её мгновение, каким бы оно ни было. Без возможности и попыток её менять.

В общем, героиня делает выбор в пользу жизни. А нам остаётся обсудить философские моменты.

Вообще считается, что «свобода воли» и детерминизм – взаимоисключающие понятия: уж либо одно, либо другое. Если всё предопределено – то где же свобода выбора? А если выбираешь ты, значит, будущее не определено заранее, а зависит от тебя.

Но тут родилась красивая концепция. Она разделяет ПРОЦЕСС выбора и РЕЗУЛЬТАТ выбора. Проще говоря, нам предлагают такой вариант:

Человек может свободно делать выбор, принимать решение, на него никто не давит. Но всё равно заранее известно, что он решит.

Более замысловато это сказал старик Шпенглер:

«Мы можем делать то, что мы пожелаем, но не можем желать, чего нам пожелать»

Меня-то концепция устраивает, потому что предопределено будущее или нет – какая разница, если я могу свободно делать выбор? Но вышел концептуальный спор, где мне возражали, что это не ПОЛНОЦЕННАЯ свобода выбора, если заранее определено, что ты выберешь.

Я сказал, что это звучит как анекдоте «сохранить игру и проголосовать за Жириновского»

То есть человек хочет не свободу выбора, а сразу 2 разные вещи:

  1. он хочет свободно выбрать, что ему делать
  2. но если вдруг окажется, что именно этот выбор и был предопределён, то человек хочет, чтобы была возможность сделать ДРУГОЙ выбор – отличный от предопределённого
То есть нам наш собственный выбор перестаёт нравится не потому, что он плох, а потому, что мы можем узнать, что выбор был предопределён. И нам сразу хочется «отморозить назло уши» :) Ведь мы же, в принципе, уже выбрали то, что считали самым лучшим. Но мы сознательно соглашаемся на более плохой выбор, лишь бы только не «покоряться предопределённости».

В общем, фильм «Прибытие» дарит богатое поле как для этических рассуждений, так и для философских концепций. Это воистину хорошая научная фантастика – содержательная, глубокая, заставляющая думать о фундаментальных основах нашей жизни, о наших базовых ценностях и смыслах.

И вот хороший вопрос:

Если бы оказалось, что мир всё же детерминирован; что будущее – предопределено, а «свобода выбора» – это лишь иллюзия незнающего о реальном положении дел. Если бы так – вы бы хотели знать будущее или предпочли бы жить привычно, в концепции «я сам всё определяю», хоть она и является иллюзией при таком раскладе?

Вопрос немного напоминает две таблетки для Нео :)


View Poll: Если будущее предопределено, хотите ли вы его знать?



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Из храма Оптиной пустыни во время службы изгнали темнокожего паломника Москва. 14 ...
Книга всё-таки пишется, хотя, учитывая последние события, один Гиппократ знает, будет ли она напечатана. Но работа оказалась настолько интересной, что допишу я её точно. А дальше как сложится. Если что, просто выложу в свободный доступ. Это наброски главы про бронхиальную астму. План ...
...
Устал от негатива последних дней. Хочется кофе и сладкого. Дима опять тортов налепил (фотки нашел у него в альбоме, которые не видел):   https://www.facebook.com/supra300 Руки, определенно, растут из нужного места. С книгами и CD-дисками вообще улет. ...
Я тут осознал, что ходить одному на хоккей не очень клево (пост дописываю) по сему назрел вопрос - кто пойдет на пятую игру и почему бы не пойти вместе? :) Записываю в этом посте в течение 2 часов, ибо ждать пока билеты пропадут - плохая идея. Перепись: vince_spb rizii ...