
Женщины на троне у древних майя: Императрица Иш-Йок'ин, ее консорты и сводный


Титулы и именные иероглифы Иш-Йок'ин (прорисовка С. Мартина, 2015)
После окончания междуцарствия новая власть первым делом решила восстановить упавший престиж династии, проведя календарные церемонии. Окончание катуна (20-летия) в 514 г. было отмечено установкой сразу трех стел. Две (6 и 23) были установлены в Тикале, а третья - на востоке тикальской округи, на памятнике Трес-Кабесас. Стелы 23 и стела из Трес-Кабесас уникальны тем, что не упоминают никого, кроме 10-летней правительницы, и повествуют о ее рождении и воцарении. (Кстати, интересно, что дата рождения на них отличается на 1 день - 3 сентября 504 на стеле 23 и 4 сентября 504 на стеле из Трес-Кабесас. Видимо, весть о рождении наследницы дошла до восточных границ города-государства позже, чем до жителей столицы). А еще через 3 года была проведена церемония, приуроченная к окончанию 3-летнего периода (йаш-ципик). По этому случаю была установлена стела 25.


Портрет Иш-Йок'ин на стеле 23 из Тикаля. Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013; прорисовка У. Ко, 1982)
В длинном историческом тексте на кровельном гребне Храма VI ("Храм Надписей") 514 г. также выделен особо. Под этой датой сообщается, что тикальская царица возвигла стелу "пред ликом Сак-Хиш-Мута" или "Белого Ягуароптица" - мифического хозяина Тикаля. В этой связи интересно распредление стел тикальской повелительницы. Стела 6 стояла на Главной площади, в то время как стела 23 была обнаружена археологами в группе 7F на юго-восток от городского центра, перед Зданием 7F-30. Все считают, что ее туда перенесли с Главной площади, но на самом деле группа 7F находится не так далеко от Храма VI - святилища Сак-Хиш-Мута.
Если с внутренней политикой и имиджем власти в самом Тикале у нового правительства все вроде было нормально, то во внешней политике дела складывались не так хорошо. Как я уже писал в прошлый раз, тикальское междуцарствие и последовавшее за ним воцарение 6-летней девочки не очень вдохновило вассальных царей. На западе царь Йокиба перешел на сторону теотиуаканского императора. Самый могущественный северо-восточный сосед - царь Башвица Упакаль-К'инич - вряд ли хорошо отнесся к тому, что его внук был лишен трона.
А тем временем на горизонте появилась новая угроза - царь Кануля (Ц'ибанче) с юга Кинтана-Роо. В 520 г. Тун-К'аб-Хиш выдал свою дочь замуж за правителя Сакникте (Ла-Корона). Так у канульских владык появился первый вассал на севере Петена, и так началась экспансия Кануля на юг, закончившаяся в итоге победой над Тикалем и установлением канульской гегемонии.
К 527 г. Иш-Йок'ин перестает быть единственной владычицей, фигурирующей в тикальских надписях. На стеле 12 вместе с ней упоминается еще один "император" (каломте) Балам-Мам (точнее Балам-...-Мам, так как второй именной иероглиф пока не прочитан), который носит титул "19-й преемник [основателя]". Мы опять встречаемся со странным принципом, что женщины почему-то не подсчитываются в династической последовательности (как это было в случае с Иш-Унен-Балам). Оба протагониста проводят церемонии паралельно: окончание 13-летнего календарного периода и воздвижение стелы проиводятся по велению царицы, но в то же время упоминается, что была устанвлена стела Балам-Мама.

Оборотная сторона стелы 12 из Тикаля с упоминанием императрицы (иш-каломте) Иш-Йок'ин, 527 г. Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)

Левая сторона стелы 12 из Тикаля с сообщением об установке стелы Балам-Мама, 527 г. Национальный парк Тикаль, Гватемала (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)
Саймон Мартин полагает, что Балам-Мам был полководцем, служившим еще Чак-Ток-Ич'аку III в 486 г. Если это действительно так, то получается, что к 527 г. ему было лет 60, не меньше. Он стал консортом Иш-Йок'ин и учитывался в династическом счете как 19-й царь. Мартин также обратил внимание, что Балам-Мам, возможно, упоминается под 514 г. в тексте Храма VI вслед за Иш-Йок'ин, и наши фотографии это вполне подтверждают.

Варианты именного иероглифа Балам-Мама (прорисовка С. Мартина, 2015)
Был ли Балам-Мам консортом с самого начала или нет, пока непонятно. Но его появление на более поздних монументах и использование титула "император" или "гегемон" (каломте), несомненно говорит, что его влияние к этому времени очень выросло. Если он был полководцем, то этот рост мог быть связан с необходимостью противостоять внешним врагам.
После 527 г. упоминания Иш-Йок'ин исчезают, и мы не знаем дожила ли она до следующей календарной церемонии в 534 г. Мартин полагает, что после Балам-Мама у царицы был еще один консорт, который считался 20-м в династической последовательности. Наиболее вероятный кандидат на эту позицию - некто Вав, установивший стелу 8. К сожалению, дата этой надписи не поддается удовлетворительному решению. Ясно лишь, что Вав носит династический титул набналь-к'инич и каким-то образом связан с К'инич-К'ук'ом - хранителем царской короны (тихуном) Иш-Йок'ин. Придворная должность хранителя короны была одной из самых важных в классическую эпоху, но никогда до этого ее носитель не упоминался на царской стеле. Похоже, что знатные вельможи играли все более и более важную роль в тикальском царстве.
Параллельно продолжается экспансия тикальских соперников из Кануля. В январе 537 г. канульские войска оказываются уже на Усумасинте, где их разбивает пачанский царь. Похоже, что когда Йокиб перешел на сторону Теотиуакана, тикальским союзником в Западной регионе стал Пачан, который ранее (в 508 г.) с Тикалем как раз воевал. Принцип "враг моего врага - мой друг" работал в государствах майя на все сто.
Менее чем через года после этой войны, 29 декабря 537 г. происходит новый переворот, и в Тикаль повзращается законный наследник - второй сын Чак-Ток-Ич'ака III. Его появление описывается как "он прибыл в Тикаль", несомненно, из изгнания в Башвице. Новый владыка принимает тронное имя Вак-Чан-К'авиль и пытается возродить тикальскую гегемонию.