Женщины на троне у древних майя: тикальская царица Иш-Унен-Балам (начало IV в.)
maoist — 15.04.2021 Что-то женская тема замерла, за что прошу прощения у читателей и читательниц. Давайте Вернемся к рассказам о женщинах на троне у древних майя.Один из важнейших источников по ранней истории Тикаля - надпись на обороте стелы 31. Она была создана около 445 г. по повелению царя Сийах-Чан-К'авиля II, который решил поведать нам историю своего города, включая как ранние эпохи, так и события теотиуаканского завоевания. В том числе в надписи приведен фрагмент древней летописи двадцатилетий, запечатлевшей ритуальные события в IV в.
Под 317 г. текст сообщает:
ˀu-tz’akbuuj ˀu-chabaaj ˀIx ˀUnen Bahlam huk ˀAjaw k’alaaw-tuun ˀu-tzutzuˀw chanlajuˀn-winakhaab ˀuhtiiy Tuunal,
"Это повелела и организовала Иш-Унен-Балам: в день 7 Ахав (317 г.) она установила стелу и завершила 14-е двадцатилетие; это произошло в Тунале".
Из этого пассажа мы узнаем, что в 317 г. Тикалем правила Иш-Унен-Балам - тезка богини-покровительницы. Она отпраздновала календарный юбилей (8.14.0.0.0 в записи по системе "долгого счета") и установила стелу в неизвестном нам городе Туналь.
Можно было бы предположить, что речь идет о самой богине, если бы не обнаруженный в 1980-е гг. испанскими и гватемальскими археологами черепок от сосуда, покрытого надписью, относящийся к раннеклассической эпохе (IV-V вв.).
Черепок PNTF-104 (Центр консервации и исследований, Национальный парк Тикаль, Гватемала; фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2013)
В процарапанной на нем надписи упомянута Иш-Унен-Балам как "царица Тикаля", а выше, видимо, упоминаются ее рождение и воцарение. К сожалению, дат в надписи не сохранилось.
Именные иероглифы Иш-Унен-Балам (прорисовка Ф. Галеева)
Принимая во внимание, что в надписи на стеле 1 из Эль-Энканто упоминается другое царской имя, Иш-Унен-Балам взошла на трон относительно недавно, между 305/308 и 317 гг. Неясно, дожила ли она до следующего календарного юилея в 337 г.
Почему на стеле 31 уделено столько внимания тикальской царице? Судя по всему, ее правление рассматривалось как прецедент передачи власти по женской линии, который использовала новая теотиуаканская династия Тикаля, чтобы обосновать свою легитимность.
Парадокс состоит в том, что в куске тикальского царского списка, который был записан на керамическом сосуде в конце VI - начале VII вв. (К4679) 12-й правитель оказался пропущен. А именно эту позицию должна была занимать Иш-Унен-Балам.
Ваза с фрагментом тикальского царского списка (К4679, фото Дж. Керра; Mayavase)
Очевидно, заказчик этой вазы как раз принципиально не желал упоминания женщины на троне. Такой вот был мизогинный шовинист