Солнечные империи Америки: Затемнение (часть 3)

топ 100 блогов maoist03.04.2021 В завершение разбора главы "Солнечные империи Америки" из книги про средневековые империи обратимся к Южной Америке. Как я уже говорил, Кармен Бернанд специализируется по южноамериканской антропологии, поэтому про инков у нее материал получше. Но вот доинкская история это какой-то караул.

"Первые города появились на побережье, простиравшемся до современных границ Эквадора и Чили. Эти области с рассеянными по ним небольшими оазисами осваивались людьми примерно с 1600 г. до н. э."

Это вновь утверждение, содержащее смесь верной и неверной информации. Действительно, очаг сложных обществ в Андах это побережье. Однако освоение этой зоны началось задолго до 1600 г. до н. э. Более того, крупные поселения с монументальной архитектурой, которые многие исследователи считают ранними городами (прежде всего, знаменитый Караль), появились на побережье еще в первой половине III тыс. до н. э., а самые ранние храмовые центры вообще в последней четверти IV тыс. до н.э. Так что корни андской цивилизации куда более древние.

Говоря о комплиментарности разных зон и важности торговли и обмена между основными зонами в Центральных Андах (модель "вертикальной зональности" Мурры), Бернанд подтверждает это примером "древнейшей археологической культуры региона - Вальдивии". Во-первых, Вальдивия вовсе не древнейшая археологическая культура. Точнее таковой она считалась в 1960-е гг., но с тех пор было уже открыто столько всего нового, что и слов нет. Во-вторых, к развитию собственно Центральных Анд Вальдивия отношения не имеет: достаточно сказать, что ее носители знали керамику, а жители перуанского побережья таковую не использовали еще 3 тысячелетия (вообще уникальная в человеческой истории ситуация, которую пока никто объяснить не смог).

Но дальше еще хуже. В тексте появляется "культура Тиуанако-Уари, которую можно считать протоимперией". А дальше вновь говорится, что "империю Тиуанако-Уари" можно считать предшественницией государства инков. Тиуанако-Уари как единый культурный феномен это историографическая концепция почти 100-летней давности. Давно уже понятно, что это было два разных экспансионистских государства, поделивших между собой почти все ядро Центральных Анд. Про империю Уари я писал уже много - и про имперских пивоваров, и про гигантских боевых котегов и т.д.), да и про Тиуанако тоже кое-что было. В общем тут профессор Бернанд живет в каком-то своем мире.

Конечно, следует упомянуть, что вопрос об оценке Уари и Тиуанако как империй все еще остается предметом дискуссий в историографии. А в последнее время на фоне модности "неоднозначных оценок" и критики "европоцентризма" опять пошла волна утверждений, что, мол, европейцы ничего не понимают в андском мироведении и принципах социальной организации, а понять можно только поняв внутреннюю сущность андской общины-айлью и особенности индейской духовности и т.п. Посему империя это европейский концепт, неприменимый к доколумбовым обществам Южной Америки. Причем пишут такое не только малограмотные студенты, но и вполне серьезные люди. (Посмотрел бы я на Дария Великого, которому бы сказали, что у него не великое царство, а европейский концепт).

Далее автор переходит к обсуждению развития металлургии в Андах. И здесь вновь разумная информация про древний (ок. 1800 до н.э.) очаг вновь прерывается не соответствующим реальности текстом: "На рубеже XII–XIII в. н. э. медные топоры, изготовленные в Сикане, активно экспортировались в Западную Мексику морским путем из района Манта (Эквадор)". Ссылка при этом идет на статью Д. Хосслер 1988 г., в которой ничего подобного не говорится, а на основе сравнения технологических характеристик предполагается, что морские контакты с Южной Америкой сыграли свою роль в складывании металлургии в Западной Мексике. Ни одного южноамериканского медного топора в Западной Мексике пока не обнаружено.

Переводчик, кстати, в принципе перевел нормально, хотя "металлургическая промышленность" (вместо просто металлургия) режет глаз. А еще зачем-то "найпес" (медные пластины, возможно служившие деньгами в культуре Сикан и на юге Эквадора) названы "найпеш". Типа показать свое знание настоящего мадридского акцента?

Империя инков описана кратко, но относительно нормально. Исключения, возможно, связаны с креативом переводчика. Так, империя постоянно именуется "империя Четырех Четвертей" (сплошные музыканты там что ли?), хотя по-русски давно принято обозначение "империя четырех сторон света" ("суйю" это не только четверть в территориальном понимании, но и в космологическом).

Далее встречается утверждение, что потомки инкских императоров назывались панака, а аристократы из других регионов - айлью. На самом деле у андских индейцев айлью это большесемейная община с родственным ядром. Часто этим термином также называют общины различного уровня.

Вообще с общинами у переводчика не склалось. Инки, мол, "силой оружия и убеждения захватили тысячи крестьянских общин". Вот опять фраза в принципе верная, но на самом деле абсолютно лишенная смысла. Понятно, что инки захватывали вовсе не "крестьянские общины", а в основном местные государства и вождества, в которые эти общины входили, хотя в отдельных случаях, наверное, и были случаи подчинения автономных общин. Но в целом это примерно как если бы про завоевания Османской империи в арабском мире описали бы как "завоевание тысяч общин крестьян-феллахов". Ну то есть в принципе-то это верно, но ...

Подводя итог: читатель, который хотел бы получит современный обзор доколумбова империализма, из данной главы его совершенно не получит. Более-менее написаны лишь инки. Виноваты в этом не столь переводчик и редакторы, а прежде всего сама Бернан, которая явно плохо следит за современной литературой, а осталась где-то на уровне 50-летней давности.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Я не раз повторял, что считаю одной из фатальных ошибок русского мышления переоценку всего немецкого - от философии Канта и Гегеля до роли Германии в Евросоюзе. Немцы - самые прекрасные люди на свете, но в мире политики определение "прекрасные люди" является приговором. К 1919 году Требич- ...
Тут любителям невбубенно либерального Дудя камаз с пряниками привезли. Нате, кушайте. Я, естественно, фиг его знает, кто такой этот Иван, какой-то русско-ориентированный украинский блогер с 17 миллионами подписчиков, но живет в Украине, и вот он в интервью Дудю рассказал про ...
что на Украине происходит какая-то феерическая хуйня. Ничего не понимаю, но чувствую. В интернете просто какой-то пездей печатают. Кто-нибудь понимает блять ...
Ну вот вы все и засыпались ))) я, честно говоря, думала, что угадать будет несложно, а потому тщательно маскировала наиболее «говорящие» выступы и скругления. но! загадку не угадал никто! на mishemplushem при виде пенопласта напали мурашки, да так, что он и не подумал ...
upd Девчата, сердечное всем вам спасибо! Я тоже сторонник того мнения, что лучше перебдеть, ваше комментарии ещё раз его подтвердили. Как только в наших палестинах закончатся праздники, побежим ко врачам. Мамы, подскажите: это нормально, когда ребятёнок четырёх недель от роду всё время ...