Женщина, вытирающаяся после ванны Э. Дега
volynko — 20.07.2024Дега Эдгар Илер Жермен - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Дега родился 19 июля 1834 года в Париже, скончался 27 сентября 1917 г. в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Женщина, принимающая ванну, выходящая из ванны, вытирающаяся после ванны и т. п. – мотивы, которые, занимали художника на протяжении многих лет.
Одно из известных высказываний Дега хорошо подходит для характеристики пастели «Туалет» и других произведений этого круга:
До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины <�…> не думают ни о чем другом, а заняты своим делом. Вот одна из них: она моет ноги.
Это как будто подсмотрено через замочную скважину.
Русский критик Яков Тугендхольд подхватывает замечание Дега:
«И он поглядывает сквозь эту замочную скважину не как эротоман, но как исследователь, с полным и серьезным сознанием своей правоты, потому что, только будучи застигнуты врасплох, женщины правдивы и естественны. <�…> Дега изучает жесты, связанные с “работой” женщины над собственным телом. <�…> Как ни “современны” женщины Дега, в них есть нечто широко-обобщенное, звериное».
Группа работ Дэга на тему женского туалета была показана на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.
В более поздние годы знаменитые картины обнаженных тел Эдгара Дега изображают купальщиц в различных и иногда неудобных позах.
До сих пор, — говорит он, — нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины — честные человеческие существа, не имеющие никаких других интересов, кроме тех, что вытекают из их физического положения. Вот одна из них: она моет ноги. Это все равно, как если бы было подсмотрено через замочную скважину.
И он поглядывает сквозь эту замочную скважину не как эротоман, но как исследователь, с полным и серьезным сознанием своей правоты, потому что, только будучи застигнуты врасплох, женщины правдивы и естественны. Ванные комнаты играют ту же роль, что уборные в театре, — и там и здесь женщина находится «за кулисами», предоставлена самой себе, своим привычкам и ухваткам.
Импрессионистские обнаженные картины Дега вызвали как похвалу, так и критику, но к этому времени было общепризнано, что Дега мало уважал женский пол, однажды назвав балерин на своей картине «маленькими девочками-обезьянами».
Сообщается, что на вопрос женщины «Почему женщины выглядят уродливыми» Дега ответил:
Потому что, мадам, женщины вообще уродливы.
Наиболее известные полотна Дега с обнаженными женщинами: «После ванны. Женщина, расчесывающая волосы» 1885 г., «После ванны», «Женщина, вытирающая затылок» 1895 г., «Ванна» 1886 г.
Источник: reproduction-gallery.com
|
</> |