Железнодорожная катастрофа 7 декабря 1946 г. под Новосибирском: почему Сталин

топ 100 блогов von_hoffmann07.12.2023
картинка
Графика: Евгений ПРОКИНОВ


Период восстановления страны после победы в Великой Отечественной войне был непростым. Нарушенная инфраструктура и быт приводили к крупным авариям и даже катастрофам. Одним из таких происшествий стало крушение поезда под Новосибирском в 1946 году, повлекшее гибель около 110 человек.

...1946 год. Что можно сказать о том времени, если специально не вчитываться в учебники истории? Первый послевоенный год, первая сталинская пятилетка... Почему-то сразу всплывают кадры из фильма «Место встречи изменить нельзя». Классика жанра: добрый и злой следователи борются с бандой «Черная кошка». Или вот свежий пример: недавняя картина «Ленинград 46». О том, что достойный советский человек волею обстоятельств не может найти себя в мирной жизни. Все двери заперты на мощные советские засовы, и в итоге литератор-филолог от Бога превращается в криминального авторитета. Зыбко, бездушно в городе Ильича в 1946 году — в подворотне могут посадить на перо, на рынках — ничего, у спекулянтов и барыг — всё. Секретарь райкома водит дружбу с отпетыми урками и при случае готов, как сейчас сказали бы, «лоббировать их интересы». Но это наше, современное восприятие отдельно взятой судьбы человека в конкретный, не самый простой отрезок времени. Историки про 1946 год добавят: в стране началась новая волна репрессий, намертво закручивались гайки в среде авиаторов и тех же литераторов. Жукова ссылают в Одессу бороться с бандитами.

Конечно же, в газетах той поры об этом — ни слова. Номер главной областной партийной газеты «Советская Сибирь» за 6 декабря 1946 года: «Электросварщик Новосибирского паровозного депо тов. Сигарев за 11 месяцев выполнил норму четырех лет сталинской пятилетки. Ноябрьское задание он завершил на 4.157 процентов. У стахановца немало последователей. На 2.700 процентов выполнил ноябрьскую норму сварщик тов. Гемакин, 2.706 процентов — строгальщик тов. Голобоков, на 2.011 процентов — слесарь тов. Краснослободцев, на 2.090 процентов — котельник тов. Ковалев, на 1.960 — кузнец тов. Кузнецов и на 1.206 процентов — слесарь тов. Мельников».

А вот что газета пишет 7 декабря 1946 года. На 2-й полосе — статья подполковника Матросова о разгроме немцев под Москвой осенью 1941 года, а на 3-й - речь В. М. Молотова на заседании комитета № 1 Генеральной Ассамблеи ООН 4 декабря. В конце выпуска международные новости, а также афиша и объявления. В оперном театре в тот день давали «Корсара», а в «Красном факеле» — «Раскинулось море широко». В кинотеатре им. Маяковского в субботу можно было посмотреть фильм «Два бойца», а в «Октябре» (ныне «Победа») — «Концерт на экране». Единственный некролог в газете был посвящен кончине старейшего работника системы сберкасс, главного контролера-ревизора, члена ВКП(б) Ивана Давыдовича Давыдова…

Немногие знали о том, что случилось минувшей ночью в 14 километрах от города.

И только в конце месяца в главной идеологической цитадели — газете «Правда» — вышла большая статья о том, насколько трудной выдалась холодная зима 1946/47 года для работы на железной дороге, и была упомянута сложная ситуация на Томской железной дороге, где и разбился поезд… Читая между строк, становится понятно, что случилось что-то непредвиденное, из ряда вон...

С чего всё началось

Молодой машинист Николай Скулкин вместе с помощником Михаилом Егоровым работал на паровозе ФД20-1707. В 9 утра 6 декабря бригада заступила на смену. Скулкину с напарником предстояло вести состав с углём до станции «Чулымская». После выполнения этого задания от дежурного по станции поступило сообщение о том, что паровозной бригаде следует быстро очистить паровоз от шлаков и подготовиться в обратный путь. До самого вечера люди работали без отдыха и назад отправились уже в темноте.

Согласно информации из статьи Евгения Ковалёва, грузовой состав шел медленно, а за ним, следовал курьерский поезд №6 «Негорелое-Минск-Москва-Омск-Маньчжурия». Чтобы пропустить его, на станции Чик грузовой состав встал на запасном пути. После того, как проследовал курьерский, грузовой вернулся на маршрут.

Однако впереди, на станции Обь возникла заминка, связанная с заменой локомотива и дежурный по станции перекрыл входной семафор для проведения манёвров. Курьерский, не доезжая до станции, остановился у запрещающего сигнала. Тем временем грузовой состав подходил всё ближе и ближе, въехал на горку и начал спуск. С усталыми машинистами, под действием силы инерции на скорости примерно 50 км/ч он врезался в пассажирский.

Другая правда

...Странное дело, первое упоминание об этой катастрофе появилось лишь... в 1993 году. В газете «Западносибирский железнодорожник» за подписью Евгения Ковалева была опубликована статья «След забытой катастрофы». Если коротко, то история выглядит так.

«С 6 на 7 декабря в 3 часа ночи по местному времени на станции Обь (близ одноименного города, где расположен новосибирский аэропорт Толмачево) потерпел катастрофу курьерский поезд № 6. Он вышел точно по расписанию со станции Негорелое, расположенной на границе с Польшей. Благополучно миновав столицу Белоруссии Минск, поезд без осложнений проехал станции Москва, Омск, Барабинск. Дальше ему предстояло следовать в Китай до станции Маньчжурия. Благополучно поезд проследовал большую станцию Чулымская, промелькнула и исчезла в зимнем мареве станция Чик. Вдали первые светофоры горели зелеными огнями, а предвходной — желтым. Входной, запрещающий дальнейшее движение, ярко светил красным огнем. У этого светофора машинист остановил поезд. Дальше ехать запрещалось! Это был входной светофор станции Обь тогдашней Томской железной дороги. До Новосибирска оставалось всего 35 километров.

Как показало расследование, железнодорожники не успели сделать маневр и вынуждены были задержать поезд № 6 у входного четного светофора. А 18 часов назад молодой малоопытный машинист Инского паровозного депо Николай Герасимович Скулкин был вызван в поездку, но хорошо отдохнуть ему не пришлось. Паровоз у этой бригады был по тем временам мощный, современный — ФД20-1707. С Инской отправились с поездом, груженным кузбасским углем, и благополучно прибыли на станцию Чулымская. Отцепившись от поезда с углем, поехали в депо. Здесь бригаду встретил дежурный, приказавший быстрее подготовить паровоз в обратный рейс, так как на станцию прибывает порожняк и его срочно нужно доставить в Кузбасс, а других паровозов нет. У невыспавшегося перед поездкой машиниста Николая Скулкина буквально слипались глаза. Со станции Чик начался небольшой подъем, его легко преодолели, а через два километра — уклон. Поезд вроде бы покатился сам. Нервы у машиниста и его помощника расслабились, оба находились на работе без отдыха 18 часов! Ночь! Уснули! И с грохотом врезались в хвост стоящего курьерского поезда. Вагоны курьерского поезда были купейные, мягкие (четырехместные и международные — двухместные). Скорость грузового поезда при столкновении была около 50 километров в час. Все вагоны курьерского пострадали. Те, что были ближе к хвосту, очень сильно искорежены. Часть вагонов загорелись. Уцелел только передний багажный вагон и паровоз. Человеческих жертв было много
».

Последствия и выводы

О ночных событиях не знал практически никто в стране. Утром люди проснулись и отправились на работу, а около 133 раненых оказались в больнице. Гибель 110 человек власти скрыли.

Это дело привлекло внимание Сталина. В 1993 году журналист Евгений Ковалёв в статье «След забытой катастрофы» писал: «Несчастье с поездом №6 дошло до И. В. Сталина. Видимо, разобравшись в этом происшествии, вождь понял, что организация труда на железных дорогах, существовавшая до сих пор, никуда не годится, и приказал освободить машиниста Н. Скулкина и его подельников из-под ареста».

Приказ No 2164 «О неблагополучном положении с безопасностью движения и о мерах по укреплению дисциплины на железнодорожном транспорте» вышел только в 1951 году и был отменён в 1971 году.

По материалам: http://bsk.nios.ru/content/posle-togo-kak-k-pape-v-tyurmu-prishel-stalin-ego-osvobodili


Кнопка
или
Железнодорожная катастрофа 7 декабря 1946 г. под Новосибирском: почему Сталин

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Викентию Вересаеву 5 июня 1903 г. Наро-Фоминское. Дорогой Викентий Викентьевич, я немножко запаздываю; Ваше письмо с карточкой долго искало меня, пока наконец не прибыло на дачу. Мой адрес: Наро-Фоминское, Москов губ. Большое Вам спасибо! Ваша книжка теперь для меня очень кстати, ...
С новым учебным годом, товарищи! В номере - юбилей проректора по научной работе, напутствие студентам от администрации института, напоминание первокурсникам о необходимости встать на учет от зав. сектором учета, итоги отчетно-выборных партийных собраний, большая статья об изучении ...
Вчера ребята из второго заезда также готовились к зимнему походу. Учились ходить на лыжах, знакомились с собаками, учились управлять собачьими упряжками на нартах. Какие же у нас ...
Как вы понимаете, у меня сегодня случился персональный цветочный рай :-) Бабушкина сирень расцвела, она срезала мне варварски шикарный букет и принесла с утра. Часом позже я купила вкуснейшую ароматную клубнику, испекла с ней чудесный кекс, и пазл ...
Как вы уже догадались, дорогие небратья, очередной пост вашей зависти. Я тут, кстати, на досуге почитал, что вас ждет с новым бюджетом. Ой, мама дорогая гггг На самом деле, не смешно, конечно. Если б страдали только вы, украинские свидомые, никаких вопросов не возникало, хоть бы вас всех г ...