Железный утконос


15 мая 1895 года во Франции вступил в строй броненосный крейсер "Дюпуи де Лом" - один из самых оригинальных боевых кораблей конца XIX века. Французы в тот период проявляли странную любовь к кораблям с очень длинными носами-таранами, но в "Дюпуи де Ломе" эта любовь достигла апогея, причем, помимо "утиного" носа, ему сделали почти такую же вытянутую корму. Отчасти это объяснялось стремлением уменьшить площадь боковой проекции для снижения количества и массы брони, необходимой для ее защиты.
Еще одним проявлением тогдашней французской корабельной моды были короткие и массивные мачты с бронированными боевыми марсами, напоминавшие башни средневековых замков. В целом же крейсер получился довольно прогрессивным, но неудачным. Он прослужил во французском флоте всего 16 лет, из которых более четырех простоял на капитальной реконструкции. Самое забавное, что эта долгая и дорогая переделка только ухудшила его характеристики.
В 1911 году "Дюпуи де Лома" списали, потом пытались продать в Перу и даже начали обучать на нем перуанских матросов, однако, в конце концов покупатель отказался от сделки. Наконец, в 1918 году корабль разоружили и переоборудовали в грузовое судно, но и в этом качестве он не преуспел из-за постоянных поломок силовой установки. В 1923 году бывший крейсер разобрали на металлолом.

"Дюпуи де Лом" до и после реконструкции.

"Дюпуи де Лом" в своем первоначальном виде. Это был первый в мире крейсер с полностью забронированными бортами и размещением всей артиллерии главного и среднего калибров во вращающихся броневых башнях.

Крейсер на полном ходу. Испытания показали, что его паровые машины вместо расчетной мощности в 14000 лошадиных сил могли развивать только 13000, да и то - лишь короткое время. Из-за этого максимальная скорость оказалась ниже проектного значения - не 20, а 19 узлов.

"Дюпуи де Лом" после реконструкции, которая продолжалась с 1902 по 1906 год. За это время на нем заменили котлы и машины, вследствие чего корабль из двухтрубного стал трехтрубным, а вместо задней "боевой башни" установили обычную мачту. Когда крейсер повторно вышел на испытания, его владельцы с изумлением узнали, что максимальная скорость не возросла, как планировалось, а наоборот - упала до 18 узлов. К тому же, из-за утяжеления передней части и облегчения задней корабль на ходу стал зарываться носом в воду.
Таков был обескураживающий результат четырех лет работы, обошедшейся французской казне в миллион франков (общая стоимость корабля - три миллиона). После испытаний крейсер признали ограниченно боеспособным и почти весь остаток службы он простоял в порту.
|
</> |