Железный гигант
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Железный гигант img_0253 Железный гигант img_0253](/images/main/jelezniy-gigant-adcd42.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2564403/2564403_original.jpg)
Ровно 180 лет назад, 19 июля 1843 года в городе Бостоне (английском, а не американском) был торжественно спущен на воду первый в мире железный винтовой океанский пароход "Великобритания" (Great Britain). Он же являлся крупнейшим в мире на тот момент искусственным самодвижущимся объектом, если не считать полулегендарные китайские баоцюани.
Длина парохода составляла 98 метров, водоизмещение - 3670 тонн, мощность двухцилиндровой паровой машины - 500 лошадиных сил, пассажировместимость - 360 человек. Создателем "Великобритании" был выдающийся инженер Изамбард Кингдом Брюнел. Интересно, что в эпоху расцвета колесных пароходов он рискнул оснастить свое судно новинкой - гребным винтом.
Британская империя обзавелась очередным символом своего индустриального и морского могущества. Однако судьба парохода сложилась не очень удачно. В первом же плавании в Лондон он сел на мель, правда, тогда его удалось быстро снять с грунта. В 1845 году Great Britain начал совершать регулярные трансатлантические рейсы в США и обратно, но уже через год, в пятом таком походе, он вновь оказался на мели, и в этот раз - очень капитально. Корабль пролежал на прибрежном песке 11 месяцев, а чтобы его освободить пришлось прорыть специальный канал. Во время этих работ владелец судна объявил себя банкротом.
"Великобританию" продали за долги другой пароходной компании, которая поставила ее на дальние трассы Индийского и Тихого океанов. Судно возило солдат в Индию и Южную Африку, а также - переселенцев и золотодобытчиков в Австралию. Участвовало оно и в доставке английских войск в Балаклаву во время Крымской войны. При этом в него набивали уже не 360, а до 800 человек. От такого использования корабль быстро утратил первоначальный лоск и респектабельность. Кроме людей, в дальние плавания отправлялись десятки коров, овец, свиней и тысячи кур, однако, им было не суждено повидать новые страны, так как их путешествие заканчивалось на камбузе.
К 1882 году паровая машина "Великобритании" пришла в негодность. Ее решили не восстанавливать, а демонтировать, переделав уже довольно старый корабль в парусный углевоз, который использовался для доставки угля на Фолклендские острова. Еще через четыре года на "Великобритании" возник пожар. Его удалось потушить, но ремонт судна признали нецелесообразным. В дальнейшем оно некоторое время использовалось как плавучий склад в столице Фолклендов Порт-Стэнли, а потом много десятилетий просто ржавело у берега, так как на острове не было мощностей для его разделки на металл.
В 1970 году возникла идея восстановить эпохальный корабль. Корпус Great Britain подняли на понтон, отбуксировали в Бристоль и поставили в сухой док. После длительной реставрации корабль-музей в 2005 году открылся для посетителей. Его нынешний вид представлен на верхнем фото. К сожалению, место для последней стоянки "Великобритании" выбрано не очень удачно. Корабль с обеих сторон заставлен какими-то сараями и его невозможно рассмотреть целиком. Также видно, что реставрация проведена не до конца, в частности, на мачтах отсутствует горизонтальный рангоут.
![Железный гигант Железный гигант](/images/main/jelezniy-gigant-11846f.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/6263625/6263625_original.jpg)
Great Britain в первоначальном виде.
![Железный гигант rigging_1200x860 Железный гигант rigging_1200x860](/images/main/jelezniy-gigant-430ea7.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2563843/2563843_original.jpg)
Он же в аксонометрической проекции.
![Железный гигант 1843 Железный гигант 1843](/images/main/jelezniy-gigant-477eb6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2564159/2564159_original.jpg)
Момент спуска корабля на воду.
![Железный гигант Prop Железный гигант Prop](/images/main/jelezniy-gigant-13f9a2.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2563424/2563424_original.jpg)
Слева: руль и винт Great Britain, справа - его создатель на фоне якорных цепей.
![Железный гигант 90772467 Железный гигант 90772467](/images/main/jelezniy-gigant-a954cc.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2563217/2563217_original.jpg)
Сечения корпуса по котельному и машинному отделениям. Хорошо видны два наклонных цилиндра двигателя и огромный маховик диаметром почти 8 метров.
![Железный гигант ssGreatBritain-2 Железный гигант ssGreatBritain-2](/images/main/jelezniy-gigant-b489ee.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2563711/2563711_original.jpg)
Great Britain на Фолклендах в ожидании реставрации.
![Железный гигант SS_Great_Britain_figurehead,_port_side Железный гигант SS_Great_Britain_figurehead,_port_side](/images/main/jelezniy-gigant-5b1cb6.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2565969/2565969_original.jpg)
Деревянные носовые фигуры. Разумеется, новоделы.
![Железный гигант SS_Great_Britain_1st_class_dining_room Железный гигант SS_Great_Britain_1st_class_dining_room](/images/main/jelezniy-gigant-948673.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2565577/2565577_original.jpg)
Восстановленный интерьер корабельной столовой.
![Железный гигант dsc05225 Железный гигант dsc05225](/images/main/jelezniy-gigant-8bdf70.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2564784/2564784_original.jpg)
Самый грустный пассажир в своей каюте на верхней палубе.
![Железный гигант uk2006_bristol_england_911029_o Железный гигант uk2006_bristol_england_911029_o](/images/main/jelezniy-gigant-c21eb0.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vikond65/53941713/2566197/2566197_original.jpg)
А это каюты для людей. В таких условиях они проводили в плавании до двух месяцев, столько времени до открытия Суэцкого канала занимал путь из Англии в Австралию. Все-таки, требования к комфорту за последние полторы сотни лет сильно изменились.
|
</> |