Железный гигант

топ 100 блогов vikond6519.07.2023 Железный гигант img_0253

Ровно 180 лет назад, 19 июля 1843 года в городе Бостоне (английском, а не американском) был торжественно спущен на воду первый в мире железный винтовой океанский пароход "Великобритания" (Great Britain). Он же являлся крупнейшим в мире на тот момент искусственным самодвижущимся объектом, если не считать полулегендарные китайские баоцюани.

Длина парохода составляла 98 метров, водоизмещение - 3670 тонн, мощность двухцилиндровой паровой машины - 500 лошадиных сил, пассажировместимость - 360 человек. Создателем "Великобритании" был выдающийся инженер Изамбард Кингдом Брюнел. Интересно, что в эпоху расцвета колесных пароходов он рискнул оснастить свое судно новинкой - гребным винтом.

Британская империя обзавелась очередным символом своего индустриального и морского могущества. Однако судьба парохода сложилась не очень удачно. В первом же плавании в Лондон он сел на мель, правда, тогда его удалось быстро снять с грунта. В 1845 году Great Britain начал совершать регулярные трансатлантические рейсы в США и обратно, но уже через год, в пятом таком походе, он вновь оказался на мели, и в этот раз - очень капитально. Корабль пролежал на прибрежном песке 11 месяцев, а чтобы его освободить пришлось прорыть специальный канал. Во время этих работ владелец судна объявил себя банкротом.

"Великобританию" продали за долги другой пароходной компании, которая поставила ее на дальние трассы Индийского и Тихого океанов. Судно возило солдат в Индию и Южную Африку, а также - переселенцев и золотодобытчиков в Австралию. Участвовало оно и в доставке английских войск в Балаклаву во время Крымской войны. При этом в него набивали уже не 360, а до 800 человек. От такого использования корабль быстро утратил первоначальный лоск и респектабельность. Кроме людей, в дальние плавания отправлялись десятки коров, овец, свиней и тысячи кур, однако, им было не суждено повидать новые страны, так как их путешествие заканчивалось на камбузе.

К 1882 году паровая машина "Великобритании" пришла в негодность. Ее решили не восстанавливать, а демонтировать, переделав уже довольно старый корабль в парусный углевоз, который использовался для доставки угля на Фолклендские острова. Еще через четыре года на "Великобритании" возник пожар. Его удалось потушить, но ремонт судна признали нецелесообразным. В дальнейшем оно некоторое время использовалось как плавучий склад в столице Фолклендов Порт-Стэнли, а потом много десятилетий просто ржавело у берега, так как на острове не было мощностей для его разделки на металл.

В 1970 году возникла идея восстановить эпохальный корабль. Корпус Great Britain подняли на понтон, отбуксировали в Бристоль и поставили в сухой док. После длительной реставрации корабль-музей в 2005 году открылся для посетителей. Его нынешний вид представлен на верхнем фото. К сожалению, место для последней стоянки "Великобритании" выбрано не очень удачно. Корабль с обеих сторон заставлен какими-то сараями и его невозможно рассмотреть целиком. Также видно, что реставрация проведена не до конца, в частности, на мачтах отсутствует горизонтальный рангоут.
Железный гигант
Great Britain в первоначальном виде.

Железный гигант rigging_1200x860
Он же в аксонометрической проекции.

Железный гигант 1843
Момент спуска корабля на воду.

Железный гигант Prop
Слева: руль и винт Great Britain, справа - его создатель на фоне якорных цепей.

Железный гигант 90772467
Сечения корпуса по котельному и машинному отделениям. Хорошо видны два наклонных цилиндра двигателя и огромный маховик диаметром почти 8 метров.

Железный гигант ssGreatBritain-2
Great Britain на Фолклендах в ожидании реставрации.

Железный гигант SS_Great_Britain_figurehead,_port_side
Деревянные носовые фигуры. Разумеется, новоделы.

Железный гигант SS_Great_Britain_1st_class_dining_room
Восстановленный интерьер корабельной столовой.

Железный гигант dsc05225
Самый грустный пассажир в своей каюте на верхней палубе.

Железный гигант uk2006_bristol_england_911029_o
А это каюты для людей. В таких условиях они проводили в плавании до двух месяцев, столько времени до открытия Суэцкого канала занимал путь из Англии в Австралию. Все-таки, требования к комфорту за последние полторы сотни лет сильно изменились.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Песенка вспомнилась детская, извините. В общем, мой друг Олюнчик mousytales коварно завлекла пригласила нас с Бодей и Медоедом поучаствовать в цветовом флешмобе. Мы, конечно, ленивые, а тут почему-то согласились. Идея такая: каждый день - новый цвет, в соответствии с радужными ...
Ретвиты и репосты могут стать поводом для вызова в суд, если речь идет о цитировании части защищенного законом произведения. В середине июля Госдума может принять вторую часть антипиратского закона, которая сейчас широко обсуждается специалистами. Минкомсвязи и Минкультуры выступили ...
дорогие и уважаемые подруги по сообществу!Я;здесь новичок,но покопавшисьво всех ...
Простая, как Божье прощенье, прозрачная ширится даль. Ах, осень, мое упоенье, моя золотая печаль! Свежо, и блестят паутины... Шурша, вдоль реки прохожу, сквозь ветви и гроздья рябины на тихое небо гляжу. И свод голубеет широкий, и стаи кочующих птиц - что робкие детские строки в ...
Нет ничего нового под солнцем,- сказал как-то старый еврей и сильно ошибся. Благодаря России и лично Владимиру Владимировичу Путину, появилось кое-что новенькое в этом старом мире. Россия теперь будет оплачивать своими деньгами покупку вооружения Украиной, которой это вооружение ...