Железный гигант

топ 100 блогов vikond6519.07.2023 Железный гигант img_0253

Ровно 180 лет назад, 19 июля 1843 года в городе Бостоне (английском, а не американском) был торжественно спущен на воду первый в мире железный винтовой океанский пароход "Великобритания" (Great Britain). Он же являлся крупнейшим в мире на тот момент искусственным самодвижущимся объектом, если не считать полулегендарные китайские баоцюани.

Длина парохода составляла 98 метров, водоизмещение - 3670 тонн, мощность двухцилиндровой паровой машины - 500 лошадиных сил, пассажировместимость - 360 человек. Создателем "Великобритании" был выдающийся инженер Изамбард Кингдом Брюнел. Интересно, что в эпоху расцвета колесных пароходов он рискнул оснастить свое судно новинкой - гребным винтом.

Британская империя обзавелась очередным символом своего индустриального и морского могущества. Однако судьба парохода сложилась не очень удачно. В первом же плавании в Лондон он сел на мель, правда, тогда его удалось быстро снять с грунта. В 1845 году Great Britain начал совершать регулярные трансатлантические рейсы в США и обратно, но уже через год, в пятом таком походе, он вновь оказался на мели, и в этот раз - очень капитально. Корабль пролежал на прибрежном песке 11 месяцев, а чтобы его освободить пришлось прорыть специальный канал. Во время этих работ владелец судна объявил себя банкротом.

"Великобританию" продали за долги другой пароходной компании, которая поставила ее на дальние трассы Индийского и Тихого океанов. Судно возило солдат в Индию и Южную Африку, а также - переселенцев и золотодобытчиков в Австралию. Участвовало оно и в доставке английских войск в Балаклаву во время Крымской войны. При этом в него набивали уже не 360, а до 800 человек. От такого использования корабль быстро утратил первоначальный лоск и респектабельность. Кроме людей, в дальние плавания отправлялись десятки коров, овец, свиней и тысячи кур, однако, им было не суждено повидать новые страны, так как их путешествие заканчивалось на камбузе.

К 1882 году паровая машина "Великобритании" пришла в негодность. Ее решили не восстанавливать, а демонтировать, переделав уже довольно старый корабль в парусный углевоз, который использовался для доставки угля на Фолклендские острова. Еще через четыре года на "Великобритании" возник пожар. Его удалось потушить, но ремонт судна признали нецелесообразным. В дальнейшем оно некоторое время использовалось как плавучий склад в столице Фолклендов Порт-Стэнли, а потом много десятилетий просто ржавело у берега, так как на острове не было мощностей для его разделки на металл.

В 1970 году возникла идея восстановить эпохальный корабль. Корпус Great Britain подняли на понтон, отбуксировали в Бристоль и поставили в сухой док. После длительной реставрации корабль-музей в 2005 году открылся для посетителей. Его нынешний вид представлен на верхнем фото. К сожалению, место для последней стоянки "Великобритании" выбрано не очень удачно. Корабль с обеих сторон заставлен какими-то сараями и его невозможно рассмотреть целиком. Также видно, что реставрация проведена не до конца, в частности, на мачтах отсутствует горизонтальный рангоут.
Железный гигант
Great Britain в первоначальном виде.

Железный гигант rigging_1200x860
Он же в аксонометрической проекции.

Железный гигант 1843
Момент спуска корабля на воду.

Железный гигант Prop
Слева: руль и винт Great Britain, справа - его создатель на фоне якорных цепей.

Железный гигант 90772467
Сечения корпуса по котельному и машинному отделениям. Хорошо видны два наклонных цилиндра двигателя и огромный маховик диаметром почти 8 метров.

Железный гигант ssGreatBritain-2
Great Britain на Фолклендах в ожидании реставрации.

Железный гигант SS_Great_Britain_figurehead,_port_side
Деревянные носовые фигуры. Разумеется, новоделы.

Железный гигант SS_Great_Britain_1st_class_dining_room
Восстановленный интерьер корабельной столовой.

Железный гигант dsc05225
Самый грустный пассажир в своей каюте на верхней палубе.

Железный гигант uk2006_bristol_england_911029_o
А это каюты для людей. В таких условиях они проводили в плавании до двух месяцев, столько времени до открытия Суэцкого канала занимал путь из Англии в Австралию. Все-таки, требования к комфорту за последние полторы сотни лет сильно изменились.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ссылка на видео Воскресить кота не удалось. ...
Доброе Утро! Сегодня 3 октября. Евстафьев день. Память великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и чад их Агапия и Феописта. В этот день в 1891 году в результате сильного землетрясения в Абхазии образовалось озеро Амткел. Сегодня родился Сергей Есенин. Сегодня родился Александр ...
Туапсе, 2012 год. Президент России показывает председателю Совета директоров компании "ExxonMobil" Рексу Тиллерсону через сколько лет он станет госсекретарём США. Вчера Дональд Трамп назначил его на этот пост. #госдепнаш :) Летом 2012 года Владимир Владимирович присутствовал на ...
  Вот что меня реально напрягает, так это почему я не могу выпив пару банок светлого пива сесть за руль? Или после бокала вина. Вот схуяли? Это ж даже официально не "опьянение" в медицинском понятии.    Меньше чем 0.3 промилле это естественный ...
По отношению к тачанке всех участников событий (в отличие от пассивных наблюдателей) можно разделить на 3 группы: -- Гении, которые которые такие вещи и технологии их применения изобретают, внедряют и эффективно используют. В начале 20в одним из таких первооткрывателей был Нестор Махно. ...