рейтинг блогов

Чугунный скелет России

топ 100 блогов vikond6514.07.2023 Чугунный скелет России

Ровно 120 лет тому назад, 14 июля 1903 года (по новому стилю) открылось движение по Великому Сибирскому пути, который по сей день остается самой протяженной в мире железнодорожной магистралью. Его длина - от Ярославского вокзала в Москве до вокзала во Владивостоке составляет 9 288 километров, из которых более 100 километров приходится на мосты и тоннели. Это грандиозное сооружение, которое строилось 25 лет, является, пожалуй, самым внушительным памятником царской России.

На мой взгляд, именно этому "связующему стержню" Россия в значительной мере обязана тем, что она не распалась в хаосе Гражданской войны, сохранив в своем составе Сибирь и Дальний Восток. Примечательно, что Транссиб был построен самостоятельно, целиком на российские бюджетные деньги, без привлечения зарубежных инвестиций и иностранных концессий. Хотя, на его строительстве работали приглашенные иностранне специалисты. в частности, горные инженеры из Италии.

Магистраль обошлась имперской казне в колоссальную, по тем временам, сумму в полтора миллиарда рублей золотом. Для сравнения, на эти деньги можно было построить 200 эскадренных броненосцев. Но они (даже если какую-то часть из них "традиционно" разворовали), были потрачены не напрасно. Транссиб и сейчас является одной из главных и жизненно важных транспортных артерий Росии.

Чугунный скелет России
Цесаревич Николай Александрович, будущий последний русский царь, еще без своей "фирменнй" бородки, в 1891 году катит символическую тачку на открытии строительства Транссиба. Видно, что он особо не утруждался - тачка полупустая, земли в ней не видно.

Чугунный скелет России
Механизированная рубка шпал. Почему-то шпалы, поступавшие на строительство, зачастую имели чрезмерную и разную длину. Поэтому их приходилось укорачивать и выравнивать уже на месте показанным способом.

Чугунный скелет России
Бальзам на душу сталинистов. Оригинальная подпись к этой фотографии гласит: "Разработка трудом арестантов выемки 516-й версты". Да, на строительстве Транссиба, помимо вольнонаемных рабочих, трудились заключенные. Правда, мне не удалось выяснить, какой процент от общего числа работников они составляли.

Чугунный скелет России
Однако было и другое. На этом участке земляные работы ведет паровой экскаватор "Путиловец".

Чугунный скелет России Еще один "Путиловец" (а может, тот же самый) трудится на Амурском участке в 1912 году. Петербургский Путиловский завод с 1903 по 1916 год построил 37 таких машин.

Чугунный скелет России
Проходка одного из Кругобайкальских тоннелей. Обратите внимание на пневматический перфоратор для дробления скал.

Чугунный скелет России
До пробивки тоннелей поезда через Байкал переправлял специальный ледокольный железнодорожный паром "Байкал". А когда от сибирских морозов лед становился особенно толстым, по нему прокладывали временный рельсовый путь. Так продолжалось до осени 1905 года. На фото - "Байкал", из которого выезжает поезд.

Чугунный скелет России
Чертеж байкальского парома.

Чугунный скелет России
Один из тоннелей на завершающем этапе строительства.

Чугунный скелет России
Мост Транссиба через Каму у Перми. Цветное фото Прокудина-Горского, сделанное в 1912 году.

Чугунный скелет России Мост через Обь, построеный в 1899 году.

Чугунный скелет России
Карта "азиятской России" 1900 года с частично построенным Транссибом. Как видно на схеме, поначалу он проходил не вдоль российско-китайской границы, а напрямую через Маньчжурию с ответвлением к Ляодунскому полуострову, арендованному Россией у Китая в 1898 году. Это было время расцвета проекта "Желтороссия", который через несколько лет жестоко обломали японцы.

Чугунный скелет России
Схема движения пассажирских поездов от Москвы до города Дальний, основанного русскими в 1898 году на месте китайской рыбацкой деревни Циннава. Этот город рассматривался как будущая столица Желтороссии, но не сложилось. В 1905 году он был потерян вместе с Порт-Артуром. Темным цветом показаны ночные перегоны, штриховкой - утренние и вечерние, белым - дневные.

Чугунный скелет России
Символический знак нулевого километра Транссиба на Ярославском вокзале.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Без сушильной машины? Это же крутотень невероятная! - поставить памятник изобретателям! )) И плевать, что съёмная квартира и плевать, что тесно хотя мне в ванной раньше танцевать можно было, сейчас не особо, но это не главное)) Главное - нигде не висит бельё и его не надо развешивать, ...
Технологическая отрасль всё время ищет новые устройства, которые могут стать её "двигателем" за счёт большого количества продаж. Большие надежды возлагались на умные часы, но что-то пошло не так. Зато более-менее "взлетели" умные колонки с голосовыми ассистентами, их в мире продано уже ...
Мне этот способ утилизации остатков наравится больше всего. Наверняка найдет своего хозяина в любой жизненной ситуации: хоть в коляске малышке, хоть в кукольном домике подросшей малышки, хоть любимому котику бабушки совсем уже взрослой малышки... Правда, на этот плед для очень хорошей и ...
Чего я никак не научусь понимать, так это почему люди делают те уродливые вещи, которые они делают. Венсан Кассель Мы тут с девочками недавно обсуждали вероятность смены каких-то фактов прошлого. Ну, типо выкинуть какого-то человека, не ...
1. Годная статья Владимира Путина в «Независимой» — про нацистов и сепаратистов. Цитирую: http://www.ng.ru/politics/2012-01-23/1_national.html «Стержень, скрепляющая ткань этой уникальной цивилизации – русский народ, русская культура. Вот как раз этот стержень ...