Летающий антитанк
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Ровно 85 лет назад, 11 июля 1938 года, успешно завершились
заводские испытания разработанного Николаем Поликарповым тяжелого
двухмоторного штурмовика ВИТ-2. Аббревиатура ВИТ означала
"воздушный истребитель танков", и это название машина получила не
зря.
Ее основное вооружение было исключительно мощным и состояло из
двух 37-миллиметровых автоматических пушек Шпитального ШФК-37 и
двух автоматических пушек ШВАК, установленных в крыле. Кроме того,
еще два ШВАКа стояли в передней и задней кабинах на подвижных
лафетах для самообороны от истребителей. Помимо этого самолет мог
нести тонну бомб на внутренних и внешних подвесках.
Во время испытаний ШФК-37 на дистанции до 500 метров пробивала
броню любых легких и средних танков 1930-х годов толщиной до 40
миллиметров. Танков с более толстой броней в те времена просто не
существовало. А противопульную броню подавляющего большинства
тогдашних боевых машин орудие Шпитального легко прошивало на
гораздо бОльших дистанциях и под значительными углами.
И тем не менее, ВИТ-2 не был принят на вооружение, а деньги,
потраченные на разработку, постройку прототипа и его испытания,
списали в убытки. Дело в том, что в середине 1938 года советское
военно-политическое руководство радикально изменило требования к
новой машине. Отныне ему понадобилось не средство для борьбы с
танками, а скоростной пикирующий бомбардировщик (СПБ).
И от Поликарпова потребовали срочно переделать ВИТ-2 в такой
бомбардировщик, убрав пушки и увеличив в полтора раза бомбовую
наргузку, а также - обеспечив возможность бомбить с крутого
пикирования. Соответствующая работа была проделана, ВИТ превратился
в СПБ, но в этой "новой редакции" самолет оказался одной из самых
неудачных и даже трагичных машин знаменитого авиаконструктора.
На испытаниях произошло несколько серьезных аварий и две
катастрофы, в которых оба экипажа испытателей погибли в полном
составе. Это заставило отказаться от запланированной постройки
войсковой серии СПБ в 15 машин, а вместо него - принять на
вооружение разработанный в шарашке эрзац-пикировщик Петлякова. Но это уже другая
история.
Справедливости ради надо добавить, что ВИТ-2, несмотря на
сверхмощное, по тем временам, вооружение, никак нельзя назвать
идеальным штурмовиком. Его главной проблемой были те самые пушки
ШФК-37, крайне сложные в эксплуатации. Дело в том, что у них было
магазинное питание, а магазины емкостью по 10 снарядов и массой по
17 кг воздушному стрелку приходилсь менять вручную, что было очень
тяжело и неудобно.
Вдобавок, самолет не имел никакой бронезащиты, кроме бронеспинки
сиденья пилота. В сочетании с двигателями водяного охлаждения и
большими подкрыльевыми радиаторами это делало его весьма уязвимым к
зенитному огню и атакам истребителей. В общем, решение накануне
войны отказаться от программы ВИТ вряд ли можно назвать однозначно
ошибочным, в отличие от решения сделать ставку на "пешку".
На заставке - ВИТ-2 на испытаниях без крупнокалиберных пушек.
Чертеж ВИТ-2.
Непосредственный предшественник ВИТ-2 - тяжелый штурмовик ВИТ-1,
также не пошедший в серию. Как видно на фото, он отличался
однокилевым опрением.
ВИТ-2 на испытательном аэродроме.
Во время испытаний ВИТ-2 летал неокрашенным, без каких-либо
надписей, номеров и опознавательных знаков.
ВИТ-2 в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ.
|
</> |