Летающий антитанк

топ 100 блогов vikond6511.07.2023

Летающий антитанк

Ровно 85 лет назад, 11 июля 1938 года, успешно завершились заводские испытания разработанного Николаем Поликарповым тяжелого двухмоторного штурмовика ВИТ-2. Аббревиатура ВИТ означала "воздушный истребитель танков", и это название машина получила не зря.

Ее основное вооружение было исключительно мощным и состояло из двух 37-миллиметровых автоматических пушек Шпитального ШФК-37 и двух автоматических пушек ШВАК, установленных в крыле. Кроме того, еще два ШВАКа стояли в передней и задней кабинах на подвижных лафетах для самообороны от истребителей. Помимо этого самолет мог нести тонну бомб на внутренних и внешних подвесках.

Во время испытаний ШФК-37 на дистанции до 500 метров пробивала броню любых легких и средних танков 1930-х годов толщиной до 40 миллиметров. Танков с более толстой броней в те времена просто не существовало. А противопульную броню подавляющего большинства тогдашних боевых машин орудие Шпитального легко прошивало на гораздо бОльших дистанциях и под значительными углами.

И тем не менее, ВИТ-2 не был принят на вооружение, а деньги, потраченные на разработку, постройку прототипа и его испытания, списали в убытки. Дело в том, что в середине 1938 года советское военно-политическое руководство радикально изменило требования к новой машине. Отныне ему понадобилось не средство для борьбы с танками, а скоростной пикирующий бомбардировщик (СПБ).

И от Поликарпова потребовали срочно переделать ВИТ-2 в такой бомбардировщик, убрав пушки и увеличив в полтора раза бомбовую наргузку, а также - обеспечив возможность бомбить с крутого пикирования. Соответствующая работа была проделана, ВИТ превратился в СПБ, но в этой "новой редакции" самолет оказался одной из самых неудачных и даже трагичных машин знаменитого авиаконструктора.

На испытаниях произошло несколько серьезных аварий и две катастрофы, в которых оба экипажа испытателей погибли в полном составе. Это заставило отказаться от запланированной постройки войсковой серии СПБ в 15 машин, а вместо него - принять на вооружение разработанный в шарашке эрзац-пикировщик Петлякова. Но это уже другая история.

Справедливости ради надо добавить, что ВИТ-2, несмотря на сверхмощное, по тем временам, вооружение, никак нельзя назвать идеальным штурмовиком. Его главной проблемой были те самые пушки ШФК-37, крайне сложные в эксплуатации. Дело в том, что у них было магазинное питание, а магазины емкостью по 10 снарядов и массой по 17 кг воздушному стрелку приходилсь менять вручную, что было очень тяжело и неудобно.

Вдобавок, самолет не имел никакой бронезащиты, кроме бронеспинки сиденья пилота. В сочетании с двигателями водяного охлаждения и большими подкрыльевыми радиаторами это делало его весьма уязвимым к зенитному огню и атакам истребителей. В общем, решение накануне войны отказаться от программы ВИТ вряд ли можно назвать однозначно ошибочным, в отличие от решения сделать ставку на "пешку".

На заставке - ВИТ-2 на испытаниях без крупнокалиберных пушек.

Летающий антитанк
Чертеж ВИТ-2.
Летающий антитанк
Летающий антитанк
Непосредственный предшественник ВИТ-2 - тяжелый штурмовик ВИТ-1, также не пошедший в серию. Как видно на фото, он отличался однокилевым опрением.

Летающий антитанк
ВИТ-2 на испытательном аэродроме.
Летающий антитанк

Во время испытаний ВИТ-2 летал неокрашенным, без каких-либо надписей, номеров и опознавательных знаков.

Летающий антитанк
ВИТ-2 в гигантской аэродинамической трубе ЦАГИ.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В Москве светофоры более чем на 600 перекрестках заработали в режиме «три секунды кругом красный», сообщает «М24». «Этот режим действует на всех крупных перекрестках во всех городских округах. Каждый раз, когда для какого-то направления должен загореться зеленый сигнал, ему предшествует пе ...
Первый компьютер... Как много впечатлений связано с тем временем, когда "персоналки", начали появляться дома. Это происходило, когда люди из возрастной категории, чьи годы рождения вынесены в название сообщества, ещё учились в школе. Многие ...
Давным-давно поехал я в городок с названием Сеута. Есть такой анклав в северной части Африки, где Марокко. Туристов там практически не бывает, несмотря на наличие неплохого пляжа и симпатичных, типично испанских улочек. Теоретически, это самый безопасный город в Испании. Полиции на ...
Тот неловкий момент, когда решил, что великий дизайнер, но что-то пошло не так. Морковка "каратель" передает общий привет. ...
Всем привет. Почти год не заходил, приятно побродить по руинам, в пыли след оставить. Подыбрю немного. Я собственно чего ЖЖ забросил – работу нашел прошлым летом. Решил на старости лет окунуться в океан корпоративных страстей. Прикольно. Всё таки старым хреном быть совсем неплохо, можно ...