Жанр и форма

Поэтому хочу сегодня напомнить ещё об одной вещи, важной для правильного понимания этой самой литературы. Форма произведения и его жанр – разные вещи.
Любой жанр рано или поздно перерастает ту форму, в которой когда-то родился. Авторы начинают экспериментировать: а что если написать то же самое, но в другом формате?
По форме «Мёртвые души» – это роман, а «Евгений Онегин» – поэма. По жанру же – наоборот.
Тургенев написал целый сборник стихотворений в прозе – и это именно стихотворения, они принадлежат к лирическому жанру, хотя в них нет ни единого рифмованного стиха.
Знаете, кстати, как отличить стихотворение от рассказа-миниатюры? В рассказе есть сюжет – история, которая начинается, развивается и приходит к развязке. Лирика же больше похожа на живопись – она рисует картину словами. Даже если там есть движение – оно начинается из пустоты и никуда не приходит, его смысл в нём самом.
Поэтому «Выхожу один я на дорогу» – поэзия, а «На границе тучи ходят хмуро» – рассказ. И неважно, что он написан в стихах и положен на музыку.
У киносценария есть стандартный формат, разработанный за десятилетия. Но если вы почитаете сценарии советских фильмов – там довольно много таких, которые написаны в «вольной форме», как обычная художественная проза. И тем не менее – это сценарии: авторы, которые их создавали, держали в голове именно кинематограф как окончательную форму.
Но советские сценаристы хотя бы понимали эту тонкость. Если же вы откроете почти любое наставление для начинающих писателей – автор там порой прямо советует с самого начала писать так, как будто ты рассчитываешь на экранизацию. В книге не должно быть ничего такого, чего нельзя было бы вставить в фильм.
Сценарий потому и называется сценарием, что состоит из сцен: краткое описание локации, а затем реплики и поступки персонажей. Никаких внутренних монологов, никакого текста от автора, никакого описания чувств и мыслей – показывай, а не рассказывай.
И такие сценарии неснятых фильмов продаются как литература – хотя по сути таковой не являются.
Перезагруженный God of War и его продолжение God of War: Ragnarok – игры, но лишь по форме. По сути же это весьма качественно снятый сериал – приключенческий, но с глубокой психологической и даже философской линией. От «настоящих» сериалов он отличается лишь тем, что игроку приходится брать управление героями на себя, сражаться с мобами и решать головоломки, чтобы провести их от одной сюжетной сцены до другой.
Там есть даже «филлерные серии» – необязательные локации, в которых зритель узнаёт о персонажах что-то новое, они раскрываются с неожиданной стороны, или там просто обнаруживаются интересные, но не имеющие отношения к основному сюжету факты о мире.
Причём «игровая» сторона в обоих сезонах сериала настолько уступает «кинематографической», что больше мешает её восприятию, чем увлекает игрока.
Или вот взять те книги-игры, о которых я писал несколько постов назад. Тут всё наоборот. По форме это художественная литература – там есть герои, сюжет, главы, конфликт. По жанру же это игры: во главе угла там не история, не разрешение конфликта, а прокачка героя и прохождение уровней, а главный инструмент воздействия на читателя – удовлетворение от успехов.
Мне представляется, что любое произведение стоит судить в первую очередь по меркам его жанра, и только во вторую – по меркам формы. Поэтому держать это разделение в уме в любом случае полезно.
|
</> |