
жадность VS результат



Интересная для меня полемика возникла в комментах к предыдущему посту - про результаты консультирования, за которые клиент платит деньги, и которые вправе требовать, конечно. Сложность в том, что консультирование - это работа с тонкими материями, с психикой и отношениями. Требовать результат - это ориентация на цель. Без нее, конечно, процесс вряд ли пойдет - разлюли-малина получится. Но вполне возможно, что слишком рьяная ориентация на цель будет противоречить другому важному компоненту работы - ориентации на отношения. То есть, клиент будет так требовать достижения цели, что совсем упустит тонкие материи - рабочие отношения с консультантом. А суть психологической работы в том, чтобы достигать результата в этих отношениях. Если эти отношения обесцениваются в гонке за результатом, то обесценивается питательная среда, в которой этот результат должен сформироваться. Получается, жесткая установка на результат блокирует достижение результата.
Кроме того, это вопрос настройки оптики. В консультировании и психотерапии результат часто бывает накопительным, а не мгновенным. К результату приходят через микрорезультаты - через осознания, прочувствования, изменение установок, схем мышления. Чтобы эти изменения накопились, желательно их замечать и ценить. Или хотя бы совсем уж не обесценивать - не обнулять. Иначе они не приведут к результату. Человек, который обесценивает сам процесс - никуда не идет. Он обнуляет все те микрорезультаты, которые достигаются в процессе кропотливой работы.
Мне еще пришла такая метафора в голову - человеку нужен ценный результат. Скажем, какой-то объем золота. Он ищет слиток нужного ему объема, смывая весь золотой песок и маленькие слитки, которые ему попадаются. В итоге, крупного слитка он не находит, но смыл он столько золота, что хватило бы на два таких слитка.
Конечно, обесценивание - это естественная часть процесса консультирования или терапии. С этим можно и нужно работать. Но большая часть времени на это и уходит. Парадокс в том, что чем меньше ожидание быстрого результата, тем быстрее идет работа. Ей просто не мешают идти.
Еще более парадоксально, что за обесцениванием часто скрывается сильное страдание, а значит, результат и правда очень желанен - помощь нужна скорая. Но оказать помощь быстро человек не дает. Вот такой драматический парадокс, хотя и с этим можно работать. У меня с одним из первых клиентов ощутимые результаты пошли после того, как я с ним поделился своей обидой. Я выдал своё ощущение-образ: всё, что мы с ним делаем на консультации, он раз за разом сминает и выбрасывает в мусорное ведро на выходе. Человек был шокирован до слёз - оказалось, что с ним в его жизни именно так всегда и поступали. Обесценивали всё, что он делает. И в моей обиде он как в зеркале узнал свои обиды на близких. А от обид этих он защищался требовательностью и обесцениванием других. Этот катарсис помог ему перестать обесценивать-выбрасывать, и начать ценить-брать. Не только мою работу - бог уж с ней, но и всё ценное, что он сам делает.
upd. В комментариях Анна
![жадность VS результат [info]](http://l-stat.livejournal.com/img/userinfo.gif?v=2)
"Если кошка будет носиться по дому и орать "хочу мышку, хочу мышку", то все мыши разбегутся, попрячутся и ничего кошке не достанется. У кошки другой способ получения результата - затаиться, исследовать поведение мышек, вычислить время и место их пребывания и поймать. Именно этот долгий и аккуратный метод помогает кошке добиться результата".
|
</> |