Израиль. Записки нерепатрианта. Ч.4. Иерусалим
nantik7 — 03.09.2022 Думаю, не только для меня Иерусалим – главное место в Израиле, точка притяжения и место схождения всего со всем, в том числе и безусловных шлягеров и сакральных, исключительных по мистическому напряжению локусов.И подчас даже столь контрастные впечатления накладываются друг на друга, не смешиваясь, как коктейль Джеймса Бонда. 13 лет назад мы жили в Иерусалиме дня три, осенью, потому успели помотаться по нему вдоволь, заходили даже в арабские кварталы в сопровождении местных друзей и родственников, тогда их было не так много, как сейчас), но были.
В 2009 году Иерусалим произвел на меня ошеломляющее впечатление – полную луну над Масличной горой я не забуду, наверное, никогда,
(Часть фоток сделана 13 лет назад)
как и шум восточного базара, пожалуй, это смешение вертикали и горизонтали шибануло меня тогда в первый раз и долго не отпускало, и хотело осмысления, и оно не приходило) В этот раз мы пробыли в Иерусалиме недолго, полдня, и на позднеиюльской жаре – мой фотик отказывался снимать, картинки в фокусе не появлялись, заплывали мутным светом, мне казалось, что все микросхемы потекут вниз, теряя свой искусственный разум. Да и мой естественный тоже был не очень.
Аркаша, Женин брат, повел нас в высокочтимую знающими людьми кофейню – там хорошо. Мои друзья уже в конце августа рассказывали о странах, где отпускает повестка сегодняшнего дня, где люди отдыхают, «как прежде». Тут, в Израиле, такого нет, по крайней мере для русских.
Я, конечно, и раньше представляла себе восточный базар, созданный для туристов, но иерусалимский все же удивил меня изрядно. Мне нужно купить подарок маме, что-то керамическое, мы входим в лавку, и мой взор сразу привлекает миска-плошка, сложенная как бы из лепестков (я ее не сфотографировала). Хороша, но 250 шекелей! (около 5 тысяч рублей) – для меня многовато. Я вздыхаю и сетую Аркаше на цену, в глазах нашего проводника загорается огонек: «А сколько ты вообще готова потратить на подарок? - Ну, тысячи две, в районе 100 шекелей, но ладно, идем, подыщем что-то по этой цене». Аркаша мирно и, я бы сказала, профессионально ведет диалог с продавцом, болтают на иврите где-то минуты три. «За 120 возьмешь, чтоб еще снизить, надо долго разговаривать?» Ну ничего ж себе, более чем вдвое, конечно, я согласна! Да, жить тут надо уметь!
Идем к главному, да простят меня, шлягеру Иерусалима – к Храму Гроба Господня. Святая Елена именно это место назначила священным, она организовала раскопки, увидела крест и сказала «это он», а чтоб внимание паломников не рассеивалось, велела здесь же, под одной примерно крышей, в одном комплексе, рядышком с Голгофой, найти и Гроб Господень. По словам экскурсовода, здесь вот она, св. Елена, сидела и наблюдала за раскопками)), то есть прямо из Храма, который после велела построить.
Меня в это раз удивили не селфи «Я на Голгофе», не вспышки фотоаппаратов, не гул нескончаемых турпотоков, а живопись – очень плохая, на мой взгляд. Я не увидела здесь, ни в одном из приделов, ни годной мозаики, ни фресок , ни икон хоть как-то дотягивающих если не до шедевров, но хотя бы сопоставимых с по качеству с византийской росписью греческих, сербских, македонских храмов.
И каменная резьба, в армянском, например, приделе (?), и архитектурные решения меня совершенно не вдохновили.
В общем, потолкались мы здесь и ушли к Стене Плача. Туда нужно проходить через специальный пропускной пункт, с досмотром и множеством запретительных иконок (например, с барабанами тоже нельзя). И вот тут, у Стены Плача, есть ощущение «настоящего» места, возникает и мистическое напряжение, хоть и турпотоков не меньше. Здесь удивительным образом нет суеты, я вижу крупные планы: площадь, камни, люди, они здесь отдельные, почти нет движения.
Идем в Армянский квартал, и опять меня сильнее всего впечатляют камни, не артефакты, не фрески, ни архитектура – каменные блоки, из которых выстроен город, светло-бежевые, не гладкие, отполированные, но и не шершавые, как будто их достали из прозрачного моря или дали постоять на пустынных ветрах – в жару они хранят память о влаге, а в холод о солнце, они образуют пространство священного города, Иерусалима.
Уникальность этого города для меня прежде всего в том, что это город-миф, причем для многих культурных систем, и, если представить себе столь невинного человека, который никогда не слышал об Иерусалиме, он, скорее всего, ничего там не найдет.
(Гефсиманский сад)
Ей-богу, есть города много красивее, выскажусь резче: я не видела в Иерусалиме ни архитектурных, ни живописных шедевров (увы, я не побывала в Куполе Скалы – видела это сооружение лишь издали),
но плотность культурного мифа там такова, что воздух можно ножом резать, мистическое напряжение отзовется безусловно, стоит только «подключиться», настроиться на культурную, религиозную волну.
Наверное, лучше там ходить ночью или поздно вечером, так мы и делали 13 лет назад, без суеты и не в жару.
В книге Амоса Оза "Иуда" рассказано о каждом квартале Иерусалима так, что я нарисовала себе все маршруты и сделала закладки, чтобы почувствовать, понять уникальную городскую среду, но, увы, Тонька приболела, и мы не поехали туда во второй раз. .А сейчас помчались во францисканский монастырь Латрун, за вином, естественно)).