От Казани до Елабуги. Ч.4 (1). Елабуга — именины сердца.

Постараюсь продолжить и закончить рассказ о весеннем путешествии в поволжские и покамские города. Последний на нашем пути город – Елабуга, к нему мы едем на автобусе из Чистополя через огромную промзону Нижнекамска, останавливаемся в Челнах. Бесцветные места, угрюмые и люди и унылая позднемартовская грязь. Въезжаем в Елабугу и видим совсем другую картину: чистый ухоженный в центре город, отреставрированный, сияющий, с прекрасным отелем Шишкинъ в центре, после покрытого патиной Чистополя – именины сердца.




Кое-что и деревянное осталось.



Так бывает: живут себе два города относительно неподалеку расположенные и соревнуются, кто богаче, круче, именитее, то один выскочит, то другой. В Чистополе в музеях нам не раз говорили о том, что Елабуга по сравнению с Чистополем была, в общем-то, захолустьем, да и цветаевская история военного времени убеждает в том, что центр жизни был там, и после войны пальму первенства держал Чистополь уверенно. Не то сейчас – то ли гибель пароходства сказалась, то ли рядомрасположенные промышленные объекты, но теперь в извечном соревновании уверенно лидирует Елабуга – тут и музеи, и научная жизнь, и рабочие, трудящиеся на ниве благоустройства города, и цены на недвижимость – серьезные. Такая же история произошла на моей памяти с Осташковом и Торопцем: последний расцвел, а первый захирел заметно. Чуть не все церкви Елабуги восстановлены и смотрятся ансамблем, и беленькой штукатуркой сияют, хоть иногда подбираться к ним надобно из неожиданных мест.



И – знаки респектабельности пространства – фонари и городские скульптуры недавнего времени, они всегда чуть ироничны, они напоминают о чем-то ранее виденном-читанном, они еще и говорят человеку о том, что прошлое – это всего лишь картинка, как и историческая застройка – не более чем игрушка, место для светской и туристической жизни: вот пузатый и усатый городовой, дворник,


вот электрик и девушка (вроде, был такой фильм с Целиковской и Жаровым, но я как-то и не вспомнила названия).

В саду – такая милая собачка.

Скульптуры былых времен – совсем другое дело: к списку выдающейся ленинианы добавился еще один памятник (1925 года).

Этот хоть и не столь почтенный по возрасту, но тоже не без элегантности.

Памятник местному уроженцу художнику Шишкину вполне академичен и удачно вписан в контекст.

Южнороссийская расположенность к гостям, к туристам чувствуется и в продавщицах в магазинах, официантках в столовых, но в их облике и манере обслуживания есть и надменность уездных барынь. В столовой я чуть не подавилась супом, когда кассир (?) подошла ко мне и попросила назвать имена чеховских трех сестер – они-де с товарками отгадывали кроссворд и кого-то не могли вспомнить. «Только не гуглить», - предупредила она задорно. Наверное, это был все-таки тест на интеллигентность, вот только с какой целью – я так и не поняла.
Одно из самых интересный и «настоящих» мест Елабуги – Чертова гора, там остатки древних, видимо, еще булгарских времен, укреплений и прекрасный памятник булгарскому эмиру Ибрагиму I бен Мухаммату.





И все это над Камой (и Тоймой), правда, покрытых снегом, но сочетание коричневого и белого (а на белом фоне, под солнцем, коричневое чернеет) дают картину степных просторов в такой простоте и ясности, чистоте, что ничего больше не хочется, ни влажной напевности, ни цвета, ни звуков.


Место мифологическое – тут жил оракул Зилант (скорее дракон, чем змей), и его присутствие здесь кажется вполне уместным. Не очень понятно, какой «национальности» этот зверь, кого он хранил, что оберегал? Казанское ханство? Никто-то с ним и не сразился, улетел хранитель сам по себе на Запад, и никто его больше не видел). Картинка в свете сегодняшних событий показалась зловещей.


Конечно, есть и «незашитые» еще пространства на блестящем городском покрывале, тут даже дышится по-другому, привольнее, но, я думаю, и они вскоре исчезнут, стянутся швы.

Музеев в городе множество, и можно занимать себя целыми днями, не покладая рук. О двух я все же расскажу в отдельном посте, но здесь, напоследок о прекрасном музее врачевания, музее В. Бехтерева. Собственно, это тот случай, когда лучше показать, а не рассказать.



Знахарки и врачи.





И еще один музей – исторический. Там, помимо прочего интересного




меня поразили фотографии – и не только местных знаменитостей дореволюционных времен,



но, прежде всего, образов жизни Советского времени. Как будто мир так и перескочил из счастливого богатого прошлого в светлое Советское будущее, без драм и трагедий.





Благостный город, где-то, может даже и слишком, его в идеале должны заливать лучи солнца, но природа (натура) не всегда соответствует...


