Израиль, Мишмар Давид - Мемориал инженерных войск


Посёлок Мишмар Давид был основан в 1948-м как кибуц и назван в честь американского полковника и первого израильского генерала Давида Маркуса. Кибуц оказался не особенно успешным, погряз в долгах и в конце концов на рубеже тысячелетий перековался в "общинное поселение" (ишув кеилати). Рядом с посёлком находится мемориал инженерных войск АОИ (хейль андаса). Последние были созданы на рубеже 1947-8 годов в виде инженерной службы (шерут андаса) Хаганы, под началом бывшего офицера британской армии Имануэля Шахара. Основным их вкладом в Войну за независимость была прокладка так называемой "бирманской дороги" в Иерусалим, в обход удерживаемого иорданским Арабским Легионом Латруна. С тех пор и до наших дней израильские военные инженеры строят дороги, мосты и укрепления; разрушают их же; минируют и разминируют; итд. В последнее время много занимаются выявлением и уничтожением туннелей Хамаса и Хизбаллы. В их же ведении находится защита от оружия массового поражения, но к счастью на данный момент эта проблема остаётся теоретической.

Часть мемориала, посвящённая "бирманской дороге":

На карте ниже - дорога между Тель-Авивом и Иерусалимом в начале Войны за независимость. Голубым обозначены еврейские населённые пункты (ТА в левом верхнем углу, Иерусалим в правом нижнем), красным арабские, жёлтым британские базы. Точкой сбора для конвоев служил кибуц Хулда в левом нижнем углу, к западу от одноимённой арабской деревни. В начале апреля 1948-го ситуация начала меняться - Хагана постепенно занимала арабские деревни в западной (Хулда, Дир Мухейзин итд) и восточной (Кастель, Сарис, Бейт Махсир итд) частях "иерусалимского коридора". Во второй половине мая единственной проблемой стал прочно удерживаемый Арабским Легионом Латрун.
После двух неудачных попыток взять последний (операции Бин Нун Алеф 24-25 мая и Бин Нун Бет 30-31 мая) армия приступила к прокладке дороги, обходившей Латрун с юга, через окрестности деревень Бейт Джиз и Бейт Сусин. Иорданцы были в курсе какой-то подозрительной деятельности противника, но видимо далеко не сразу уяснили суть происходящего; они регулярно подвергали район проведения работ артобстрелу и периодически высылали патрули, но не более того. 10 июня - в аккурат к перемирию - удалось наладить автомобильное сообщение с Иерусалимом. Новая дорога получила название "бирманской", по аналогии с маршрутом, использовавшимся в конце 1930-х и начале 1940-х для поставок Китаю в обход японцев через британскую Бирму. Следует добавить, что Мишмар Давид расположен по соседству с Хулдой, около западного конца дороги; и что в период прокладки последней иерусалимским фронтом командовал тот самый Давид Маркус. Маркус был по ошибке застрелен часовым практически одновременно с завершением дороги, ранним утром 11-го июня.

Непосредственным триггером для перехода Хаганы в наступление на иерусалимском направлении в начале апреля стали успехи арабов в "войне на дорогах" в конце марта. Так, 31-го марта конвой, направлявшийся из Хулды в Иерусалим, попал в засаду возле Хулды арабской. Конвой вынужден был отступить, потеряв 21 участника убитыми. Этому событию тоже посвящена часть мемориала.



Собственно мемориал инженерных войск:


Стелы с именами погибших солдат:








"Не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать" (Исайя 2)

Позади мемориала - огороженная площадка для церемоний:

Площадку украшает понтон EWK Gillois; такие активно использовались при форсировании Суэцкого канала в 1973-м. В операции, само собой, ключевую роль играли инженерные войска.

Цилиндры "роликового моста", тоже использовавшегося для форсирования канала:

Мост от танкового мостоукладчика M48/M60 AVLB, для преодоления более узких препятствий:

И что-то мной неопознанное, повидимому тоже фрагмент какого-то моста:

А ещё на окраине посёлка можно обнаружить совершенно ржавый бреноносец:


Фотографии: в wikimedia commons
ГугльМэп местности.