Измена и брак в разных культурах
yachtweek — 19.02.2016 Черты современного, всем привычного брака: сексуальная эксклюзивность, совместное имущество и дети, намерение оставаться вместе длительное время, отнюдь не универсальны.В племени аче (Парагвай) считают, что если женщина и мужчина спят в одной хижине, то они состоят в браке. А если один из них забирает гамак и уходит в другую хижину, то они уже не муж и жена.
В племени кунг-сан из Ботсваны большинство девушек выходят замуж несколько раз, прежде чем установят окончательные долговременные отношения.
В племени канела пару признают состоящей в браке, если новобрачная на «празднике мужского союза» займется сексом с 15–20 мужчинами, и если она справится хорошо, она заработает у мужчин плату – мясо, которое получит непосредственно ее будущая свекровь в тот же день праздника.
Для куррипако (Бразилия) вхождение в брак постепенное и нет четкой границы. Если женщина вешает свой гамак рядом с гамаком мужчины и готовит для него, молодые считают, что они поженились. Но люди постарше говорят, что брак проверяется временем, а рождение ребенка и совместный ритуальный пост укрепляют брак.
В современных Саудовской Аравии и Египте существует форма брака, известная как «мисьяр» (Nikah misyar обычно переводится как «брак путешественника»). Муж может прекратить мисьяр и жениться на другой женщине, не уведомляя об этом первую жену. Богатые мусульмане иногда вступают в такой брак во время отпуска, чтобы иметь сексуальные отношения и при этом не нарушать догматов своей веры.
С этой же целью шииты заключают временный брак – Nikah mut’ah («брак для удовольствия»). Заключается он на срок от 1 часа до 99 лунных лет. Как и при заключении временного брака читается специальная брачная формула, отличающаяся от формулы постоянного брака лишь указанием на срок союза.
Наверное, все слышали анекдот про чукчу, который предлагал геологам свою жену. По сути, свинг был частью эскимосской культуры, в которой в условиях низкой плотности населения такие обмены женами создавали прочные связи между семьями, на которые можно было положиться в трудные моменты жизни.
В бразильском племени варао супружеские связи прекращаются на время ритуальных отношений, известных как мамусэ. Во время таких праздников взрослые могут заниматься сексом, с кем захочется. Это считается почетным, а дети, рожденные после праздников, воспитываются в семьях.
В племени пираха не допускаются браки вне племени, но женщинам позволительно спать с чужаками из других племен, таким образом они обновляют собственный генофонд.
В племени найяр (Южная Индия) в браке вообще не обязательны секс и совместное проживание. Невеста может вообще не видеть жениха ни разу после брачной церемонии. А разводы у них запрещены.
У племени кулина в Амазонии есть ритуал, известный как dutse’e bani towi: «приказ добыть мясо». Женщины деревни ходят группами от дома к дому на заре и поют песни, побуждая мужчин выйти на охоту. С притворной неохотой мужчины вылезают из гамаков и отправляются в джунгли. Но прежде чем разделиться и пойти на охоту поодиночке, они договариваются о месте и времени встречи вне деревни. Там они поделят добычу, чтобы у каждого мужчины было свое «мясо» и чтобы каждый получил свою долю внебрачного секса, женщины не вправе выбирать своих мужей. В конце дня мужчины возвращаются группой в деревню, а женщины становятся в круг и поют возбуждающие песни, выпрашивая у мужчин «мясо», а те бросают добычу в середину. После ужина каждая женщина удаляется с мужчиной, которого она выбрала партнером на одну ночь.
У границы китайских провинций Юньнань и Сычуань живут около 56 тысяч человек, семейная система которых отличается сексуальной свободой. В 1265 г. Марко Поло проезжал через область мосо и позднее упоминал в своих записках: «Они не считают зазорным для иностранца или любого другого мужчины поступать как угодно с их женами, дочерьми, сестрами или любыми иными женщинами в доме. Они считают это важным благодеянием, говоря, что их боги и идолы будут к ним благосклонны, и в избытке одарят их материальными ценностями. Вот почему они настолько щедры с иностранцами, что делят с ними своих женщин…»
Мосо – матриархальный народ. Когда девочка достигает 13–14 лет, она получает собственную спальню, которая открывается и во внутренний дворик, и на улицу через отдельную дверь. Девушки мосо самостоятельно выбирают, кто войдет через ее личную дверь в «бабахуаго» (комнату цветов). Единственное условие – гость должен уйти до рассвета. У нее может быть другой любовник на следующую ночь или на остаток текущей ночи. Никто не требует обязательств, и любой рожденный ребенок воспитывается в доме ее матери братьями и всем сообществом в целом.
Сексуальные отношения мосо строго отделены от семейных. Ночью мужчины спят или со своими возлюбленными, или в здании вне основного дома, но не под одной крышей с сестрами. Традиции запрещают в семье любые разговоры о любви или романтических отношениях. Каждый обязан соблюдать полную конфиденциальность. Хотя мужчина и женщина вольны делать то, что хочется, они должны уважать личную жизнь друг друга.
Мосо не стесняются признаваться, что имели сотни отношений. Стыдиться нужно обещаний или требований верности. Клятва верности расценивается как попытка сделки, обмена. Ревность, выраженная открыто, равноценна агрессии, так как ведет к нарушению священной автономии другой личности, и потому есть явление постыдное и достойно осмеяния.
Их общество свободно от политиков и церковников, превозносящих «семейные ценности». У них нет таких явлений, как «разбитая семья», «матери-одиночки», «развод». Все эти люди не считают свое поведение супружеской изменой или нарушением верности, поэтому нет четкого определения понятий «измена» и «брак».
Пост написан по материалам книги «Секс на заре цивилизации. Эволюция человеческой сексуальности с доисторических времен до наших дней» К. Райана и К. Жета.
|
</> |