Из заключённых ГУЛАГа и сразу в разведку. Могло ли такое быть на самом деле?


В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза СССР от 24 ноября 1941 г. в местностях, объявленных на военном положении, в том числе в Мурманской области, освобождались с передачей в части Действующей армии некоторые категории заключенных, например, бывшие военнослужащие, осужденные за малозначительные должностные, хозяйственные и воинские преступления.
Из числа лиц, освобожденных из исправительно-трудовых лагерей НКВД, подбирались и командиры групп и отрядов, и рядовые разведчики-диверсанты. Брали в РДО и РДГ в первую очередь кандидатов, имеющих военную подготовку, то есть бывших военнослужащих. К слову, подобный контингент набирался и в спецподразделения Красной Армии, например, в отдельные гвардейские батальоны минеров.
В первую очередь рассматривались кандидаты, имеющие хорошую физическую подготовку, выносливые, знающие радиодело, умеющие ходить на лыжах и т.п. При этом решение, освобождать или нет конкретного заключенного, принимали не сотрудники госбезопасности, а обладавшее всей полнотой власти в прифронтовых областях военное командование.
В конце 1941 г. численность разведчиков-диверсантов УНКВД Мурманской области составляла около четырех десятков человек, а позднее составляла свыше 70 человек. По меркам военного времени диверсионно-разведывательные формирования Мурманского УНКВД представляла собой довольно внушительную силу.
Что на днях рассекретили в ФСБ.