Из плена — в рай

топ 100 блогов vikond6527.04.2025 Из плена — в рай mezzanine_363.jpeg

Ровно 160 лет назад, в ночь на 27 апреля 1865 года, на реке Миссисипи произошла крупнейшая трагедия за всю историю плавания людей по рекам и одновременно — крупнейшая техногенная катастрофа эпохи стимпанка. В два часа пополуночи на американском пароходе "Sultana" ("Султанша") взорвались паровые котлы, вызвав мощный пожар, от которого деревянное судно за два часа полностью выгорело и затонуло. При этом погибли 1653 человека, а из 741 спасенного многие имели сильные ожоги и иные тяжелые травмы. Около двухсот из них умерли в течение двух недель, таким образом, общее число жертв катастрофы превысило 1850 человек. В результате, погибших было значительно больше, чем на печально знаменитом "Титанике".

"Султанша" представляла собой довольно большой плоскодонный четырехпалубный речной "колесник" длиной 80 метров с полным водоизмещением 1700 тонн. До гражданской войны по Миссиссипи ходили десятки таких пароходов, но многие из них были уничтожены в ходе боевых действий, а другие подверглись переделке в импровизированные канонерки и броненосцы. К весне 1865 года на реке остались всего три крупных пассажирских парохода — "Султанша", "Паулина Кэрролл" и "Олива", перед которыми поставили задачу отвезти домой освобожденных из плена солдат и офицеров Союза.

За перевозку каждого бывшего военнопленного правительство США платило капитанам этих судов по 10 долларов, поэтому они набивали свои посудины сверх всякой меры, не считаясь ни с удобствами, ни с нормами безопасности. С другой стороны, сами солдаты, проведшие годы в тяжелых условиях плена, стремились поскорее вернуться к семьям. Поэтому теснота и неудобство их не смущали, никто не отказывался от поездки. "Султанша" имела штатную пассажировместимость 385 человек, однако, 24 апреля она вышла из Виксбурга, имея на борту 2239 освобожденных пленников и 74 обычных пассажира, купивших места в каютах, а также 85 членов экипажа.

Корабль был перегружен настолько, что борта в центральной части лишь на полметра возвышались над водой, а верхние палубы опасно прогибались и их пришлось укреплять деревянными подпорками. Люди буквально стояли впритык друг к другу, имея возможность лишь сесть поджав ноги, а некоторым пришлось размещаться даже в котельном и машинном отделениях. Зато капитан Кэсс Мэйсон рассчитывал получить за этот рейс более 23 тысяч долларов — огромную сумму по тем временам. Разумеется, ни он, ни его пассажиры не подозревали, что "Султанша" никогда не достигнет пункта назначения, а большинству из них осталось жить лишь несколько суток.

Из-за перегруза, спешки и необходимости преодолевать встречное течение кочегарам приходилось постоянно держать запредельное давление в котлах. И в конце концов котлы не выдержали. К катастрофе привело еще и то, что при недавнем ремонте силовой установки "Султаны" судоремонтники решили сэкономить, использовав некондиционные, слишком тонкие железные листы и заклепки из некачественного металла. Но это выяснилось намного позже.

Взрыв разнес кочегарку и надстройки над котельным отделением, разбросав горящие угли по всему судну, отчего оно моментально вспыхнуло. Из-за тесноты тушить пожары было невозможно, да никто и не пытался. Вскоре "Султанша" превратилась в гигантский костер. Пламя, раздуваемое ветром, поднималось на десятки метров, пожирая сухую древесину. Люди в панике толпами бросались за борт, однако, из-за весеннего половодья ширина Миссиссипи в месте катастрофы достигала пяти километров, вода была ледяной, а бывшие пленники — ослаблены длительным голоданием, поэтому шансов доплыть до берега у них не было.

Экипаж и пассажиры "Султанши" могли погибнуть все, но, к счастью для уцелевших, в этот момент поблизости проплывал речной броненосец "Эссекс". На нем увидели взрыв и поспешили на помощь. Однако на броненосце имелись всего две шлюпки, которым пришлось работать в челночном режиме, доставляя спасенных на берег. Это отнимало много времени, и далеко не все дождались спасения. Сотни людей утонули или умерли от переохлаждения, а некоторые скончались уже в шлюпках или на берегу.

Общее число выживших оценивалось в 550 человек. Главного виновника трагедии — капитана Мэйсона среди них не было, смерть освободила его от суда. Почему-то избежал ответственности и комендант Виксбургского порта капитан Фредерик Спид, разрешивший отправку судна с фатальным перегрузом. Он объяснял свой поступок желанием помочь исстрадавшимся в плену солдатам поскорее добраться до дома, однако, ходили упорные слухи, что подлинной причиной была взятка.

Несмотря на масштабы трагедии, оне не произвела на американское общество того впечатления, которого она несомненно заслуживала. На фоне эйфории от завершения долгой, кровавой войны и огромных, по американским меркам, потерь в этой войне, гибель еще 1800 человек осталось почти незамеченной.

На заставке — современный рисунок американского художника с изображением гибели "Султанши". Рисунок не совсем точный, так как, по воспоминанием выживших, обе трубы парохода рухули сразу после взрыва, раздавив многих людей на передней палубе.

Из плена — в рай
Чертеж "Султанши".

Из плена — в рай 1619-22.jpg
Погрузка "Султанши" в Виксбурге перед отправкой в последний рейс.

Из плена — в рай sultana.jpg
Не очень качественный, но очень показательный снимок, сделанный виксбургским городским фотографом за несколько минут до отплытия судна. Хорошо видно, насколько оно было переполнено.

Из плена — в рай mason.jpg
"Домашний" фотопортрет капитана Мэйсона и памятный знак на месте катастрофы.

Из плена — в рай BoilerBlue
Один из четырех жаротрубных котлов "Султанши", ставших причиной гибели судна.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Герцогиня с дочерьми посетили отделение, где лежат подростки с онкологией. Они пообщались с пациентами и персоналом. Герцогиня является патроном траста для борьбы с раком подростков ( ...
Но, кстати, кто-нибудь понял, почему судья не дал пенальти Нигерии, когда аргентинец сыграл рукой в своей штрафной при счете 1:1? Во втором тайме, уже ближе к концу игры? Был пас Мусы, его перехватил аргентинский защитник, сначала принял головой, но неудачно, мяч попал потом в руку. Рука ...
Все прекрасно помнят умопомрачительные аппараты, которые катались в мире "Безумного Макса". Так вот, иногда жизнь преподносит такие сюрпризы, которые Голливуду даже и не снились. Казалось бы, все лишь перевозка груза, а на деле получился аппарат, тянущий на главного героя стимпанковского ...
Это дама со второго этажа. Папиросочка в углу рта, надменное выражение лица. Лидия Петровна в годы войны служила в СМЕРШ. Но мы то, понятное дело, еще к тому времени, не прочитали "Момент истины". Лидия Петровна была у нас в подъезде, что-то типа управдома. Но, с большой поправкой на лично ...
За последний год было много людей, которые просили подсказок и советов и даже хотели, чтоб я научил их придумывать и проектировать. Безусловно это очень льстило. А так как мне нравится делится информацией и даже были раньше мысли идти в институт ...