Из первых рук: 467-й ОУЦ (ЗВО) и 144-я гв. мотострелковая дивизия. 2017-2018 гг.


Маленький новогодний подарок от меня и рассказчика под ником Юнкер — подписчикам. Неожиданно, как чаще всего и бывает в работе редактора, выпала возможность поговорить с отслужившим в той самой 144-й гвардейской мотострелковой дивизии ЗВО, которой сейчас американцы пугают украинцев. Юнкер — механик-водитель БМП-2, выпускник 467-го ОУЦ, прибывший в один из полков 144-й гв. мсд.
Дивизия расположилась в Брянской и Смоленской областях где-то с 2016 года. Подробный пост про историю полков этого соединения я делал не так давно. Вкратце: в ответ на боевые действия на Донбассе со стороны ВСУ, в ответ на санкции и различные военные учения НАТО в Европе (в т.ч. в Прибалтике), МО РФ развернуло несколько соединений по западной границе — что вообще-то логично, но не делалось с 1991 года по 2016-й по каким-то непонятным причинам. Ну типа у нас около 25 лет была ОГРОМНАЯ ДЫРА в несколько сотен километров на юго-западе, не прикрытая военным базами… просто потому что. «Мир во всём мире».
Одним из первых в составе 144-й гв. мсд был развёрнут 488-й мотострелковый полк — на базе 28-й отдельной мотострелковой Симферопольской Краснознамённой, ордена Суворова бригады имени Серго Орджоникидзе в 2016 году в г. Клинцы Брянской области. 28-я мотострелковая бригада до 2016 года базировалась в г. Екатеринбург, первый эшелон прибыл в г. Клинцы 30 мая. Такие дела.
Нынче ППД 144-й гв. мсд выдаются за базы подготовки вторжения.
Весной я оценил размеры хайпа, включая украинские карты «вторжения» и решил хайпануть в ответ. Представился случай — поиграл кое с кем в тактическую текстовую игру на основе генштабовской карты, после чего решил сделать свою. Назвал «Мотострелецкая слава». Когда при разработке искал российскую воинскую часть, подразделения из которой вошли бы в игровую войсковую группировку, выбор пал на 488-й мотострелковый полк 144-й гв. мсд, поскольку зарубежная пропаганда её уже прославила, хе-хе.
И вот теперь нам представляется возможность немного узнать о том, как по-настоящему протекала служба в этом медийно известном соединении ВС РФ на границе с Черниговской областью Украины.
Личный блок
1. Как вас можно представить?
— Юнкер.
2. В каком возрасте вы поступили на службу? Какое на тот момент у вас было образование? Укажите год и номер вашего призыва, например, «осень 2013».
— В возрасте 18 лет . Среднее специальное образование. Призвался летом 2017-го года.
3. Какова была ваша мотивация? Деловая — военный билет мог пригодиться для работы на гражданке? Идеалистическая — родня/друзья прошли службу, вы из семьи военнослужащих, личный интерес к службе, в том числе по патриотическим убеждениям?
— Да, военный билет мог пригодиться, я держал это в уме. Да и большинство не имеет возможности откосить от службы. Легче отслужить.
4. Во скольких воинских частях вы проходили службу — учебка, воинская часть? Где территориально довелось служить?
— Общевойсковая учебка во Владимирской области, 4,5 месяца. После этого оставшееся время дослуживал в одном из полков 144-й гвардейской мотострелковой дивизии, в Брянской области.
__________
Комментарий: скорее всего имеется в виду 467-й ОУЦ мотострелковых и танковых войск в Западном военном округе, в Коврове.
__________
5. До какого воинского звания вы дослужились к концу срочной службы? Были ли какие-то отличия в виде знаков классности, благодарностей и грамот, спортивный разряд, полученный за армейский период?
— Рядовой .
Звание и классность покупались. В учебке получение младшего сержанта стоило 2000 рублей.
В боевой части грамоты после учений давали почти всему личному составу.
Боевая подготовка
1. Какая у вас воинская учётная специальность, какую роль пришлось выполнять по факту? Может, несколько ролей сверх штатного расписания?
— Механик-водитель БМП-2. Работа состояла в обслуживании машины, чтобы она находилась в исправном состоянии. Выгребание при помощи губки «чачи» (это масло с соляркой). Уборка воды из десанта. Ремонт, если машина сломалась. Также заправка. Сливание масла, солярки, антифриза (летом — воды).

Под конец я уже перешёл на должность водителя-электрика во взводе связи, на БМП-1КШ. В КШ самое хорошее — это пока все куда-то едут, тренируются, ты просто стоишь в кустах вместе с БМП-2К.

__________
Примечание: БМП-1КШ имеет три канала УКВ и один канал КВ радиосвязи. В состав средств связи входят радиостанции Р-130М, Р-111, Р-123МТ. Каждая радиостанция может работать независимо друг от друга. Управление может производится с мест радистов-операторов, командира и офицера, кроме того управление возможно через два аппарата ТА-57, подключаемых по проводному каналу связи. Для обеспечения работы средств связи на марше и на коротких остановках в БМП-1КШ установлен генератор Г-209Б. Генератор присоединён передаточным устройством к двигателю шасси. Во время стоянки используется выносной агрегат питания АБ-1-П/30-М1-1. Для ориентирования на местности БМП-1КШ имеет навигационную аппаратуру ТНА-3
__________
2. Как вы оцениваете качество обучения по вашей воинской учётной специальности (ВУС)? Доводилось ли принимать участие в учениях и полевых выходах? Была ли боевая стрельба у вашего подразделения?
— В учебке качество подготовки, как бы это сказать, не очень. Научили только запускать БМП и котёл подогревателя. При этом водить боевую машину мы учились в основном на БМП-1, видимо, из экономии.
В учебке бросали противотанковые гранаты. В планах была ещё обкатка БМП, но этого не случилось. Стреляли из ПКТ, но один раз.
В полку учили отлично. Люди там явно с большим опытом, многое видели и знают.
__________
Комментарий: в нашей учебке спецсвязи в целях повышения качества преподавания пригласили на работу офицеров из войск, незадолго до нашего призыва. Они действительно выделялись в лучшую сторону. Повезло тем учебным группам, у которых прибывшие из войск преподаватели вели большую часть занятий по прикладным предметам.
Почему в общевойсковой учебке не работает эта же практика, я понимать отказываюсь. Негативные отзывы выпускников обычных ОУЦ, если рассматривать в динамике с середины 2000-х, только растут. Обнаружилась также интересная проблема — некоторые хотят затем заключить контракт, но качество их подготовки после учебки так себе. Дальше их ждёт самоподготовка и помощь товарищей-контрактников + отцов-командиров. А это крайне зыбкое, не поддающееся учёту состояние, ибо где-то на обучение новых контрактников подзабьют, а где-то научат. При этом понятие нормы сложно даже определить — нет стандарта. Где-то «хорошо» — это машина на ходу и всё. А где-то «хорошо» — это уровень асов вождения и стрельбы из оружия БМП.
__________
Полевые выходы на полигон на несколько недель совершались, а также короткие, на три дня. Весной попал на полковые учения, которые длились целый месяц. Стреляли там изо всего, что есть у мотострелкового полка.
2.1. Уточнить хочу про выучку наводчиков-операторов БМП-2. На какие дальности, насколько хорошо стреляли из пушек, пулемётов и ПТУРов? Наверняка вы это замечали, наверняка кто-то из них делился чем-то или сообщались результаты стрельб.
— Выучка у всех разная, но в основном годная. Стреляли хорошо. Некоторые не могли с первого раза установить ПКТ в БМП.
Из пушек стреляли, из ПКТ тоже. Из ПТУРа не стреляли, только учились устанавливать. Из ПКТ у нас стреляли, может, на 400 м. Может больше. Точно не помню.
__________
Комментарий: при разработке тактической игры меня спросили «Почему ты не пользуешься армейскими, научно разработанными коэффициентами боевой эффективности? Ответ — потому что эти КБЭ для тех же ПТУРов разработаны с учётом наличия подготовки у личного состава. КБЭ не работают, если наводчики-операторы БМП не стреляли из ПТУРов, о чём и поведал тут рассказчик.
Так что я разработал свою систему коэффициентов вероятности попадания, в которой отталкивался как раз от реальной малообученности или даже необученности экипажей + простоты и доступности вверенного им оружия. Из ПТУРа не так уж и сложно стрелять, если получить практику на тех же тренажёрах. В воспоминаниях Бориса Цехановича, офицера-артиллериста, описывается, как его самого и его наводчиков-операторов из противотанковой батареи ПТУР на БРДМ-2 направили на интенсивную подготовку перед отправкой в Чечню в 1994-1995 гг.
В игре я попытался воссоздать именно такой уровень обученности, после коротенького интенсива. Поэтому-то вместо КБЭ = 2 в обороне для расчёта ПТУР (успеют подбить 2 танка до смены позиции или своей гибели) я прописал всего лишь 0,8 вероятность попадания по стоячему танку, 0,6 по движущемуся в лоб или под 45 градусов, 0,3 по движущемуся танку под углом 90 градусов. Это из обороны, а если БМП в наступлении лупит с короткой остановки, то ещё ниже.
Увы, пока в ВС РФ так плохо будут готовить наводчиков-операторов боевых машин пехоты и операторов ПТУР, других, более оптимистичных коэффициентов боевой эффективности в моей игре не будет.
__________
Самым хорошим стрелком из пушки считался один сержант из 7-й ударной роты. Она полностью контрактная. На соревнованиях «Суворовский натиск» быстро и точно поражал мишени.
Про соседей-танкистов хочу ещё заметить. Очень у них выучка хорошая по части вождения. Они марш отрабатывали вместе с нами, классно водят, без всяких.
3. Проводились ли за время службы стрельбы из стрелкового оружия? Как вы оцениваете качество обучения стрелковой подготовке — приводилось ли ваше оружие к нормальному бою, тренировались ли вы в упражнениях на прицеливание с командирским ящиком, как часто стреляли и сколько выдавалось патронов на обычную стрельбу?
— В учебке стреляли много. Занятия на командирском ящике проводились.
Выдавали патронов на половину магазина днём, полный магазин ночью. Сержанты хотели, чтобы мы побыстрее отстрелялись и уехали в часть.
В полку всё то же самое, только занятий с командирским ящиком уже не устраивали. Приводить оружие к нормальному бою учили. Сержант учил приводить к бою в том числе снайперскую винтовку Драгунова (СВД).
Ночью стреляли при помощи ночных прицелов, в учебке использовали краску, которая светится в темноте. Её наносили на мушку и целик.
3.1. Прицелы советские, старые и огромные?
— Нет, уже российские. Ночью в них видно, как днём.
__________
Комментарий: уровень оснащённости мотострелкового подразделения неожиданно порадовал!
__________
4. Запомнились ли вам какие-то эпизоды из службы, связанные с боевой подготовкой?
— На полковых учениях замполит батальона связался с командиров 8-й мотострелковой роты при помощи мобильного телефона. Рядом стоял замкомдив и сильно подохренел от факта нарушения правил безопасности связи.
Был ещё один прикол. Назывался забег до колодца и обратно. Бегом со всей матбазой, плюс, ТВНы. Но это когда сильно накосячим.

Для гранатомётчиков на ночных стрельбах поджигали колеса, чтобы по ним стрелять. Внутрь опилки + бензин. Днём откуда-то достали кабину от КАМАЗа, очкастый писарь-гранатомётчик с одного выстрела уничтожил эту самую кабину.
Боеприпасов хватало. Давали пострелять даже механам из РПГ. У нас в подразделении стрелял один парень из Бурятии.
В Мулино, пацаны из Богучара украли БМП у нашего батальона. Ночью перепутали и угнали по ошибке.
Физическая подготовка
1. Занимались ли вы спортом до армии? Имелись ли спортивные разряды? Готовились ли физически к срочной службе, как именно?
— Играл в футбол, хоккей, бегал, много ходил пешком. Разрядов не имел, специально к срочке не готовился.
2. Каким образом проходили занятия по физподготовке? На какие нормативы вас готовили — подтягивания, бег 100 м, 1 км и так далее?
— Всё начиналось с зарядки, потом бег и подтягивания. Натаскивали на нормативы по подтягиваниям и бегу на 100 м и 1 км, может, больше, но уже не помню.
3. Как именно проходили спортивные праздники, если их устраивали — футбол, волейбол, борьба, «качалка»?
— Должен был проводиться футбольный матч в учебке, но по факту бегали. В боевой части — волейбол, футбол, бег, перетягивание каната.
4. Входили ли в систему физ.подготовки специальные упражнения, например, полоса препятствий? Изучались ли приёмы рукопашного боя без оружия, удары автоматом (штыком, магазином, прикладом)?
— Таковые упражнения в программу не входили и не изучались.
Повседневная жизнь части
1. Как вы оцениваете приготовление пищи в вашей части? Хватало/не хватало? Требовалось ли бегать в «чипок» специально, чтобы добрать рацион?
— В учебке кормили не очень, но хватало. В «чипок» бегали.
В полку кормили очень даже хорошо. На столе появлялись яблоки, мандарины, сыр, много соков и молока. Там ходили в магазин потому, что он находился рядом с парком боевых машин.
__________
Комментарий: это тоже очень приятная новость, поскольку обычно чем больше воинская часть, тем хуже в ней кормят. В советское время мотострелковый полк имел около 2500 человек личного состава, и накормить их всех даже одним приёмом пищи было очень непростым мероприятием… каждый день.
__________
2. Как вы оцениваете выданную форму — ходили в «цифре» или во «флоре», как показала себя форма в погодных условиях вашего региона? Хватало ли подменной формы для работы в парке и на учениях? Как вы оцениваете выданную обувь, хватило ли одной пары на год или пришлось докупать за свои?
— Ходили в ВКПО. Форма старая, быстро мокнет. Подменная форма имелась не у всех.
На учениях весь полк подхватил вшей в свитера и демисезонную часть комплекта.
Под конец родил себе китель и штаны новые. Из БМП достал, они там в боевом отделении лежали. Но потом оказалось, что они техника 8-й роты. Впрочем, он был уже в отпуске в то время.
Обувь продержалась где-то три -четыре месяца. Покупал берцы на лето.
По экипе: баул от ВКПО неудобный, броник 6Б45 хороший, лёгкий. Шлемы были разные, да и броники тоже. Рюкзаков не водилось.
В боевой части у санинструктора видел коллиматорный прицел. Куплен на свои. Приходилось снимать, он не помещался в эти ящики.
3. Как много у вас было «рабочек» и нарядов относительно боевой учебы и занятий по военным дисциплинам?
— Рабочки только в учебке. В полку занимались только машиной.
4. Как обстояло дело со звонками родным по мобильным телефонам?
— В учебке каждое воскресенье выдавался. В боевой части телефон всегда с тобой, для связи с командованием.
5. Проводились ли с вами занятия по информированию, они же политические занятия, в какой форме? Какие исторические темы поднимались, проводились ли занятия в связи с актуальными событиями в жизни страны?
— Проводились. В основном на исторически темы, писали что-то там в тетради. По актуальным новостям нам ничего не рассказывали.
6. Как организовывался досуг военнослужащих срочной службы? Экскурсии в ближайший город, в музей части? Организовывался ли просмотр фильмов и телепередач?
— В учебке во время досуга читаешь или смотришь телек. Один раз ездили в ДК города.
В полку досуг устраиваешь себе сам. Или смотришь фильм через интернет по телеку, или читаешь. За время службы прочёл «Живые и мертвые» Симонова.
Там же, в полку, сильно удивился, что стоял памятник Карлу Марксу в хорошем состоянии.
__________
Комментарий: а я-то как удивлён. При общем окологосударственном тренде на декоммунизацию. Зачёт!
__________
7. Оказывал ли климат вашего региона какое-то влияние на повседневную жизнь в части? Например, в Карелии влажный, болотистый климат, что не способствует быстрому заживанию царапин, порезов, ушибов и повышает требования к гигиене.
— Климат никак не сказывался, обычная средняя полоса.
Неформальные взаимоотношения между военнослужащими
1. Расскажите, что из себя представляли неформальные взаимоотношения между солдатами срочной службы? Была ли неуставщина между старшим и младшим призывом, между выпускниками учебок и солдатами из части? Что представляли из себя межнациональные отношения, которые года до 2014-го составляли немалую проблему в армии?
— Это всё случалось, но нечасто.
В учебке, в третьем взводе гнобили одного кавказца, например.
В полку имелись проблемы с некоторыми тувинцами и кавказцами. Но в большинстве своём они оказались хорошими людьми.
Ребят разных национальностей служило много. Буряты, киргизы, таджики. Весёлые, положительные люди. Всегда старались помочь.
В учебке был случай, когда один курсант с инициалами В. В. В. кинул на деньги чуть ли не полроты. У него папа вроде как генерал-майор МВД, а это значит, что парень знал заранее кто куда поедет. За 1000 рублей обещал пацан зарешать вопросы с распределением. Хочешь в Алабино, Наро-Фоминск — давай косарь. Реально же он зарешал только за пятерых своих дружбанов. Ко мне тоже подходил. Я сказал, что как-нибудь сам.
__________
Комментарий: довольно забавно читать про этого коррупционера-солдата, поскольку распределение из окружного учебного центра возможно в рамках этого же округа. ЗВО хороший округ, им не пугают старшеклассников, в отличии от ЮВО (Кавказ!) и ВВО (ауешники, Сахалин, Курилы).
__________
2. Какие складывались отношения с контрактниками?
— С контрактниками взаимоотношения складывались хорошие. Мы их учили некоторым вещам. В основном бытовым моментам. Они нас тоже. Контрактники часто выручали. Что-то покупали. Прикрывали от офицеров.
3. Как относились к офицерам? Примеры хороших офицеров и плохих?
— Есть две стороны.
В учебке из хороших офицеров был только капитан из 4-го взвода. Всех остальных вряд ли можно назвать хорошими.
В полку все офицеры оказались хорошими и порядочными людьми. К ним относились с уважением. Как могли заботились о личном составе. Делились, а бывало и покупали еду. Не на всех, конечно. Покупали тем, с кем они сидели три дня в лесу. Но офицер при этом мог уехать в город на пару часов.
А был ещё дембель, и мутки со штабом. Хочешь на два дня пораньше уйти — давай 2000 р., на три — 3000, на один — 500 деревянных. На ДМБ так устраивали в штабе батальона.
__________
Комментарий: у нас тоже имела место быть подобная порочная практика. Дьявол тут в том, что для военной полиции твоё раннее увольнение ничего не значит. Из военного городка, расположенного посреди степи, либо вывозили сами офицеры на личном авто (плата за бензин входила во взятку), либо особо нерадивые, но давшие на лапу, искали дыры в заборе и бежали до маршрутки. Военная полиция периодически ловила беглецов. Возвращали в часть (но денег они не получали назад, ибо сам лох), плюс, прописывали явиться на строевую подготовку в часть ВП.
__________
4. Ваше мнение, что дала армия лично вам, что вас разочаровало, а что обрадовало (если такое бывало)?
— Армия показала, что безвыходных положений не бывает. Научила самостоятельности, в том числе самостоятельно думать и принимать решения.
5. Как вас встретили после демобилизации родня, друзья и знакомые?
— Встретили очень хорошо, тепло встретили.
Заключение
Вот такое вот вышло интервью. В нём подтвердилось несколько положительных и отрицательных тенденций. Сам полк, в котором служил рассказчик, произвёл хорошее впечатление по части вовлечённости в учения, работы с техникой и по некоторым другим моментам — обычно про мотострелковые части отзывы так себе.
Положительные вещи:
— Налажена система полевых выходов и учений, круглый год.
— Экипажи боевых машин занимались непосредственно боевыми машинами.
— Достаточно боеприпасов и стрельб почти из всех видов оружия, кроме ПТУРов.
— Достижение для крупной части — хорошая столовая и обеспечение продуктами.
Отрицательные вещи:
— Если сравнивать с интервью мотострелка, прошедшего через 467-й ОУЦ в середине 2000-х и затем служившего в 3-й Висленской мотострелковой дивизии, то качество подготовки даже механиков-водителей, не говоря про наводчиков-операторов БМП в этом самом 467-м ОУЦ провалилось до уровня около дна. Очень плохая тенденция, учитывая возрастающий риск больших войсковых операций ВС РФ в ближнем зарубежье в ближайшие годы и в предстоящем 10-летии в целом. К тому же это просто неэффективно — военные делают двойную работу. Вместо того, чтобы подготовить полноценного специалиста в ОУЦ, на него тратят время, силы и деньги с малой отдачей ИМЕННО ТАМ, ГДЕ ДОЛЖНЫ РАБОТАТЬ НА 100%, а потом ещё время, силы и деньги, чтобы доучить в боевой части. И всё это под болтовню о том, что «за год нормального солдата не выучишь», ага.
— Низкая, почти никакая обученность наводчиков-операторов БМП работе с ПТУР. Это при том, что в мотострелковых частях на БМП именно на эти самые ПТУРы с БМП возлагается изрядная часть противотанковой работы. Учитывая всё ту же возрастающую вероятность крупных (хоть и кратковременных) войсковых операций ВС РФ, это совсем не айс.
— Порочная практика торговли званиями и знаками отличия. Она имелась и у нас в 2014-м, и, как я слышал, ещё раньше. Помимо того, что это просто коррупция, такая практика ещё и убивает такой вид поощрения, как признание заслуг (кроме денежных выплат). Солдат-призывник получает небольшие 2000 рублей в месяц, но хотя бы имел бы возможность для небольших амбиций — пройти испытание на знак классности специалиста, пройти спортивное испытание и получить значок спортсмена-отличника. Хотя бы получить воинское звание на шаг выше к концу службы. Однако всё это зажимается, в том числе по организационно-штатной структуре — ты начинал рядовым, ты закончишь рядовым, так как тебе ничего не светит. Но ты можешь заплатить за звание младшего сержанта или сержанта, чтобы потешить своё самолюбие.
Зря-зря-зря-зря-зря-зря-зря. Система небольших поощрений в виде значков или воинского звания на уровень выше делает год службы более интересным. Только работает она, если каждое поощрение действительно заслужено. Иногда тут возникают системные проблемы. Ведь если в ОУЦ тебя толком не подготовили, то как ты ухитришься получить классность по воинской специальности?
|
</> |