"Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд..."
bigfatcat19 — 21.10.2019 Как известно, мужская часть любого индейского племени подразделялась на многочисленные сообщества - как правило воинские, но иногда и просто мужские - мужчин средних лет, посвятивших себя заботе о семье, и стариков. Каждое такое общество имело множество регалий и обычаев - от Священных Связок, Священных Луков и Копий, Священных Рубах, Погремушек и Леггинов, до особых раскрасок, ритуальных плясок, песен и обычаев. К этому добавлялась сложная система Военных Заслуг, строго структурированная в каждом племени, и дававшая право мужчине, совершившему тот или иной подвиг, присоединять к своей праздничной или военной одежде и головному убору те или иные элементы декора: хвосты горностая, разнообразно раскрашенные перья, ожерелья из зубов или когтей разных животных и т. д. Помимо всего вышеперечисленного, заслуги и подвиги отображались в боевой и праздничной раскраске - как самого мужчины, так и его коня. Одним словом, заслуженный воин в полных регалиях являл собой внушительное зрелище:И друзья, и враги, увидев воина в таком облачении, могли сразу определить, кто перед ними, какими делами он прославлен и, например, за что ему следует отомстить.
А что же женщины? Были ли у них какие-то особенные заслуги, позволявшие украшать одежду или лицо так, чтобы все видели, какая перед ними уважаемая и героическая особа? Вообще говоря, да.
Во-первых, женщина, проявившая мужество при защите лагеря во время вражеской атаки, получала права отображать совершенный подвиг на своей одежде, волосах и по праздникам в раскраске лица так же, как и мужчины. То есть она могла украить себя раскрашенным пером, привесить к рубахе скальповую прядь или нарисовать на праздничном платье знак, отражающий ее деяние: посчитанный ку, убийство и скальпирование врага, захват коня или оружия.
Во-вторых, женщины-воины, ходившие в военные походы наравне с мужчинами-воинами, при совершении подвигов получали те же заслуги, что и мужчины.
В-третьих, жена заслуженного воина, вернувшегося из похода с победой и если при этом отряд не понес потерь, получала право проехать вокруг лагеря и через него в военном убранстве мужа, на его коне, с его щитом и оружием. Это, конечно, не являлось постоянной наградой, но считалось КРАЙНЕ престижным среди женщин племени, из-за чего бабы нередко буквально выталкивали своих мужиков в походы и набеги - все, как у людей.
Однако, помимо всего вышеназванного, у некоторых народов существовали также особые награды женщинам, отличившимся, так сказать, на поприще мирного женского труда. Знаменитая женщина племени Хидатса, Waheenee (Buffalo Bird, или Кукушка по-нашему), вспоминала:
"За мои выдающиеся достижения в обработке шкур Тетушка нашего клана, Сэйдж , вспоминал:
"Женщина, которая хорошо следит за своим огородом и домом имела право носить пояс шириной примерно шесть дюймов, сделанный из оленьей кожи и расшитый перьями".
Огород в данном случае не должен удивлять - Хидатса были полуоседлым племенем.
Интересно, что у кочевых Сиу такие обычаи не отмечены. Впрочем, у них и жизнь женщин была гораздо тяжелее, чем у сравнительно миролюбивых Хидатса.
Пояс Вахини мог выглядеть примерно так:
А пояс, упомянутый Кёртисом, так:
Да, приводится по "Plain Indians Regalia & Customs", Bad Hand, "Schiffer Publishing", 2010.
|
</> |