Из жизни самолетов
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Ту-104 (по кодификации НАТО: Camel — «Верблюд») — первый советский реактивный пассажирский самолёт. В период с 1956 года, когда по техническим причинам приостановили полёты британского реактивного авиалайнера «Комета», до октября 1958 года, когда был введён в коммерческую эксплуатацию американский реактивный авиалайнер Boeing 707, Ту-104 был единственным эксплуатирующимся реактивным авиалайнером в мире.
Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года под управлением лётчика-испытателя Ю. Т. Алашеева. 5 ноября в воздух поднялся первый серийный самолёт, построенный на Харьковском авиазаводе (УССР). В 1956 году Советскому Союзу удалось поразить западный мир, когда во время визита первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва в Лондон, туда же прилетели три Ту-104 (СССР-Л5400, СССР-Л5412, СССР-Л5413). Работа Ту-104 на линиях началась 15 сентября 1956. Первый рейс с 50 пассажирами состоялся по маршруту Внуково - Омск-Центральный - Иркутск (рейс 03). Его выполнил экипаж Евгения Петровича Барабаша и Константина Петровича Сапелкина. До Омска борт СССР-Л5415 летел 3 часа 10 минут, из Омска в Иркутск 4 часа.
В отличие от своего прародителя Ту-16-го, Ту-104 был ненадёжен, тяжёл, в полёте очень неустойчив и плохо управляем, был склонен к раскачке («голландскому шагу»). Особую опасность представлял так называемый «подхват». Самолёт резко набирал большую высоту, за потолок, а затем срывался в штопор. По этой причине произошли две катастрофы, в том числе самая известная катастрофа Ту-104 — 17 октября 1958 года, когда рейс Пекин — Москва, пилотируемый экипажем Г. Кузнецова, упал на территории Чувашии.
Выявленные недостатки самолёта стали причиной для снятия его с производства и начала работы над новым поколением более надёжных реактивных пассажирских лайнеров для рейсов средней протяжённости — Ту-154.
В 1962 году под Красноярском один из самолётов Ту-104, выполнявший рейс Хабаровск — Москва, был сбит ракетами ПВО.
Начиная с 1959 года первые Ту-104 стали поступать в авиапредприятия: Внуково, Иркутск, Толмачёво, Ташкент, Тбилиси, Пулково. В 1960 году самолёт поступает, помимо вышеназванных аэропортов, также и в Шереметьево, Борисполь и Хабаровск. В 1961 году самолёты поступили в Одессу. В 1965 году была прекращена эксплуатация Ту-104 в Узбекском управлении ГА по климатическим условиям Ташкента, а в 1966 году 8 новых самолётов поступили в Домодедово.
Выпуск Ту-104 был прекращён всего через пять лет после начала серийного производства: в начале-середине 1960-х годов в СССР и в мире уже началась разработка лайнеров второго поколения с более экономичными турбовентиляторными двигателями, и Ту-104 к тому времени уже успел морально устареть.
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-1193d7.jpg?from=https://a.radikal.ru/a10/1911/0c/63832c4a8ae6.png)
1956. Два из трех советских авиалайнеров Ту-104, прибывших в лондонский аэропорт, 25 апреля
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-c80144.jpg?from=https://c.radikal.ru/c12/1911/63/9d620bd3b1e0.png)
1956. Никита Хрущев и Николай Булганин прибывают в лондонский аэропорт с различными советскими официальными лицами, чтобы осмотреть прилетевшие авиалайнеры Ту-104
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-3a2d6e.jpg?from=https://b.radikal.ru/b28/1911/42/72e0d09feaa7.png)
1956. Виктор Иванов, пилот прибывшего в лондонский аэропорт пассажирского самолета Ту-104, был одним из тех, которого британское правительство считало шпионом
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-f36476.jpg?from=https://c.radikal.ru/c28/1911/1c/da453e520bdb.png)
1956. Первый рейс Ту-104 состоялся по маршруту Внуково - Омск-Центральный - Иркутск (рейс 03). На борту самолета
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-68a96d.jpg?from=https://c.radikal.ru/c23/1911/c3/d22b8ab00f72.png)
1956. Первый рейс Ту-104 состоялся по маршруту Внуково - Омск-Центральный - Иркутск. Дима Кирьянов принимает заказы на завтрак на борту самолета Ту-104
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-4238c2.jpg?from=https://a.radikal.ru/a23/1911/1b/f2d6a6a2038a.png)
1957. Авиалайнер Ту-104 на ВСХВ
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-02fff2.jpg?from=https://d.radikal.ru/d37/1911/15/843f8cccd3e6.png)
1958. Ту-104, перевозящий Анастаса Микояна в Западную Германию, приземляется во Франкфуртском аэропорту Рейн-Майн
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-df34ea.jpg?from=https://d.radikal.ru/d30/1911/7e/3e83c209367a.png)
1959. Демонстрационный полет Ту-104 16 мая из Лондона через Копенгаген в Москву
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-b8c2bc.jpg?from=https://b.radikal.ru/b23/1911/25/25a10c415c92.png)
1959. Пассажиры садятся на борт пассажирского самолета Ту-104 в лондонском аэропорту на открытии нового рейса Аэрофлота в российскую столицу. 16 мая
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-9faefc.jpg?from=https://d.radikal.ru/d06/1911/2d/5aebe49e8b14.png)
1959. Стюардесса на борту Ту-104 Тамара Седова несёт поднос с водкой во время демонстрационного полета
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-b41fec.jpg?from=https://c.radikal.ru/c16/1911/e0/c1d66595a299.png)
1959. Передняя часть российского пассажирского транспорта Ту-104A с Боингом 707 на заднем плане на авиашоу в Ванкувере, Канада
![Из жизни самолетов Из жизни самолетов](/images/main/iz-jizni-samoletov-2eec83.jpg?from=https://imgprx.livejournal.net/d0ee66c2cdff590daf1175a8de5e39bcbd21b723/xQtYHNi1hfg4eH6CnPzAUFilvryfZtX4FeOGCr1P_9ot7NOAEDyCJBWdBjunJwQArAFOBZFjBMjggCTpMyhgjyYxmyM0lnY9rBXAozDUiVY)
|
</> |