рейтинг блогов

Иван Антонович Ефремов и "шаловливые мальчики"

топ 100 блогов anlazz20.02.2019 Теги: Ефремов Иван Антонович Ефремов и шаловливые мальчики Попробую еще раз кратко сформулировать главную "ефремовскую проблему".

1. Иван Антонович Ефремов, как писатель, был порождением эпохи 1930-1950 годов. Той, что принято именовать «сталинской» - что не совсем верно, т.е. к Сталину она не сводилась. (Собственно, сам Ефремов был убежденным антисталинистом и к политической системе страны относился довольно скептически – о чем свидетельствует его сохранившаяся переписка.) Однако практически все свои идея – в том числе, и прообразы поведения героев  – он взял именно из указанной эпохи. (Можно найти сходство описанных в ранних рассказах писателя советских людей  – и людей «Туманности Андромеды».) Разумеется, герои «Туманности» на порядок совершеннее, нежели даже лучшие современники писателя – но это совершенство есть результат длительного (в течение десятков поколений) действия тех процессов, которые в 1950 годах только начали действовать.

2. Однако в реальности «прямого перехода» от СССР 1957 года к миру «Туманности» не произошло, поскольку уже в 1960 годах актуальными стали совершенно противоположные тенденции. (Которые резко усилились на фоне особенностей социального и производственного устройства того времени.) Иван Антонович их  заметил и упомянул в знаменитой фразе про «шаловливых мальчиков», которые неизбежно придут на смену людям 1950 годов. () Кстати, он прекрасно угадал время этого прихода, указав, что: «Поколения, привыкшие к честному образу жизни, должны вымереть в течение последующих 20 лет…» Если учесть, что говорилось это в письме 1969 года, то «датой конца» получается 1989 год...

3. Собственно,  так и получилось: с конца 1980 годов разрушение «советской цивилизации» - того самого «мира 1950» - достигло предела. «Шаловливые мальчики» - т.е. представители поколения «безопасного общества» - постепенно заняли ключевые места в социуме, вплоть до руководства страной. После чего «началось»… (Разумеется, перечислять этих самых «мальчиков» нет смысла – все их и так знают.) Впрочем, понятно, что данная «модель поведения» распространилась не только на высшее руководство – по сути, «мальчики» стали популярным явлением на всех уровнях жизни. (А кто не «мальчик», и не желает шалить – тот стал считаться «лохом», т.е., существом низкого порядка.)

4. Однако к концу десятилетия стало понятным, что «шалости» не могут продолжаться вечно – и, рано или поздно, но придется что-то менять. Однако поскольку «шалуны» не могли отрицать самих себя, то менять стали внешний антураж своих «шалостей» - стараясь, чтобы последний максимальным образом был похож на «нормальный мир». В качестве последнего, разумеется, была использована «ближайшая доступная эпоха» – эпоха Российской Империи времен Николая Второго. (Поскольку, как уже говорилось, «условные 1950 годы» были данным представителям изначально враждебны, а более ранее советское время неизбежно вело к тем же 1950.) Разумеется, данная «хронология» дана не строго: брали вообще все «образы и смыслы», до которых могли дотянуться. (Поэтому в «новую идеологию» вошли – помимо «Николаевского периода» - и «образы и смыслы» времен Александра III, и даже более ранних времен.) Данная «концепция» - сменяющая полностью дискредитированный либерализм конца 1980-1990 годов –  была обозначена, как «консерватизм».

5. Собственно, после всего сказанного удивляться тому, что современные «мыслители» - т.е., лица, претендующие на «идеологическую разработку» - относятся к Ефремову враждебно, было бы странным. Это в 1990 годы еще можно было считать его неким безобидным чудаком, который писал какие-то там «никому не нужные сказки», т.е., альтернативы либерализму не виделось. В 2010 годах этого уже делать нельзя: «консерватизм» - и в «имперском», и в «националистическом» формате – выступает именно, как альтернатива 1990 годам. Поэтому Ефремов становится не просто противником, а очевидным врагом, что и вызывает его отторжение у пресловутой «плеяды русских консервативных мыслителей»  в лице Богемика, Крылова, Диунова и т.д. Думаю, какого из «властителей дум» данного поколения не возьми – для него «Туманность Андромеды» всегда будет Адом:  ведь именно в там находится ненавистный и враждебный им «мир 1950 годов». (Которому они противопоставляют свои «империи» и «республики».)


То есть, «антиефремовское отношение» всей современной «тусовки интеллектуалов» основано именно на том, что она – эта «тусовка» - имеет одну и ту же основу. Вне того, в какие одежды – в «либеральные», «националистические» или «имперские» - она рядится. Поскольку все это есть порождение пресловутых «шаловливых мальчиков». (Кстати, на приведенной вначале фотографии рядом с Чубайсом и Авеном стоит и современный «государственник» и чуть ли не «совок» Глазьев.)

Ну, а о том, что отсюда следует, надо говорить отдельно.

Оставить комментарий

вольдемар 22.02.2019 21:07

https://bit.ly/2Eoo9M5
СВЕРХПРИБЫЛЬНЫЙ МАГАЗИН ЭЛИТНОГО КИТАЙСКОГО ЧАЯ - БЫСТРЫЙ ЗАПУСК ЗА 20 МИНУТ, БЕЗ СТАРТОВЫХ ВЛОЖЕНИЙ
Гарантия возврата денег.
Посты по теме:
«Будем его ждать»: Михаил Ефремов прокомментировал уход из кино Владимира Машкова  Телепрограмма

Как отметил актер, Олег Табаков оставил своему преемнику огромное театральное наследие.

Михаил Ефремов болеет за Зенит?  Спорт день за днем

Павел Мамаев не попал в стартовый состав «Краснодара» на матч Лиги Европы с «Байером». Да, он и не мог там оказаться. В СИЗО-2 «Бутырка» в это ...

Михаил Ефремов поставил спектакль о д'Артаньяне и трёх мушкетерах  7дней.ру

Популярный актёр вернулся в детство. #премьера #Современник #Российские звёзды Михаил Ефремов Алена Бабенко Александр Олешко Иван ...

Архив записей в блогах:
© Flurin Leugger Несколько призеров фотоконкурса German Society for Nature Photography © Jens Cullmann © Mohammad Murad © Jose Fragozo © Henry Jager © Hermann Hirsch © Jan Piecha ...
  В сетевой статье "Русская интеллигенция" есть аллегорическая картина про судьбу "старой" дореволюционной интеллигенции в советских лагерях. Авторское описание картины - "Ватник, валенки, "чинарь" и пенсне" - багаж лагерного интеллигента.        ...
Рене Грюо называют очень интересно – последним рыцарем модной полиграфии. Он удивительно продуктивен, и все, что делал, отмечено печатью его гениальности. Собственно, именно он создал такие образы в индустрии, что Dior, Balenciaga. И да, он аристократ не только в рекламном ...
Они никогда нас не простят. То, что мы сделали с ними, с их городами, с их бойцами и с их мирными жителями - это немыслимо, и это будет навечно пропастью между нашими народами. Мы никогда не сможем их победить, но вот вечную ненависть от них мы заслужить смогли. Мир и покой там никогда ...
          Ну да, в Греции всё есть. И даже кризис, если верить тому, что по ящику говорят и в газетах пишут. А уж послушать самих греков - то у них и вообще полное и окончательное Буркина Фасо.         ...
  • kudrjavzev : Олег Ефремов. Непростая жизнь гениального актера и режиссера https://t.co/NWhYfp4dec

  • Andjela_Sipovac : Wall В городе Ефремов (Тульская область) разместили щит с изображением святой Царской Семьи.... https://t.co/KlLtAA5ckf

  • KarkushaAda : RT @aliciamillor: только в начале своего существования любая религия живёт и властвует над людьми, включая самых умных и сильных. Потом вме…

  • Laktionova_Z : @novostidnua где Ефремов? уже убили?

  • efeiya_grassie : So we got to the commemorative plaque of Ефремов, Иван Антонович last Saturday! Елена Крюкова (Elena Kriukova) says… https://t.co/vcpPyjicA0

  • deguninovesti : В музее русского импрессионизма на севере столицы для посетителей выступит актер Никита Ефремов… https://t.co/ORkaWYOXu2