Итуруп – организация, перелёт и Курильск с окрестностями
antinormanist — 17.01.2023Начну с пояснения, что на Итуруп, как и на другие курильские острова, приходиться ехать организованно. Самостоятельно до Курильска добраться не проблема, только смысла никакого – все интересные места на острове находятся в отдалении от райцентра.
Итуруп (название предположительно с айнского переводится как "медуза", японский вариант - Эторофу) – самый большой из Курильских островов (а также, как учат японские школьники на уроках географии – самый северный остров Японии и самый большой из японских островов после четырёх главных). С северо-востока на юго-запад вытянулся на 200 километров, в поперечнике 8-27 километров.
Туры на остров предлагает любая уважающая себя сахалинская турфирма и в целом, программа и цены у всех весьма схожи. Варианты туров на 3-5 дней, с различным выбором проживания и транспорта, наличием морских прогулок, что и определяет разницу цен – от 40 до 100 тысяч. По результатам личного использования могу смело рекомендовать "Амист".
Если интересует нестандартная программа, то можно обратиться в туристическое подразделения островообразующего предприятия "Гидрострой", но и уровень цен там будет совсем иной.
На Курилах немного теплее, чем на Сахалине. В июне погода была весьма переменчива, порой ярко светило солнце и прогревалось почти до 20 градусов, а порой падал такой туман, что самолёты не летали, не зря июнь на Курилах считается сезоном туманов. С закатом заметно холодало, по ночам температура почти до нуля падала. Зима на Итурупе с ноября по апрель, хотя в минувшем году к концу апреля снег уже сошёл.
Обычный сезон туров – с июня по сентябрь, хотя ездят и в октябре. Есть ещё небольшой зимний сезон в январе-феврале. Пик турактивности – в июле-августе, с конца июля и путина начинается. В августе-сентября вода на мелководье Охотского моря так прогревается, что даже купаться можно.
Все Курильские острова – погранзона, для посещения которой требуется пропуск. При наличии времени его без проблем и самому получить, но смысла нет не поручать это турфирме. Требуется только скан паспорта, получаем бумажку формата А3 с живыми печатями и подписями, которую велят с собой с паспортом всегда носить на Итурупе, на случай проверки пограничников. Но в моём случае за 4 дня ни разу не проверили.
Хотя остров входит в маршрут плавания пассажирских судов с Сахалина на Курилы, ныне до него принято добираться самолётом. Раз в сутки из Южно-Сахалинска летает "Бомбардье Даш-8" "Авроры". Перелёт занимает около часа, наливают сок/воду.
Аэропорт Ясный, как с гордостью скажет любой житель острова – первый, построенный в России с нуля после развала Союза. Открыт в 2014 году. Сам аэропорт совместного пользования, на лётном поле стоят "Сушки" пограничников и персонал следит, чтобы туристы особо не фоткали.
От самолёта до здания пешком, внутри совсем немного место, для получения багажа выйти из здания и пройти направо.
От аэропорта будет минут 15 езды до островной столицы, Курильска. Собственно, основная инфраструктура на острове и сосредоточена в этой северо-западной части.
Сам Курильск (при японцах – Сяна), где живёт подавляющая часть шеститысячного населения Итурупа, чётко делится на две части. Верхняя, новая, с кварталами новеньких двухэтажных многоквартирных домов, скверами, школой, магазинами и прочим расположена на высоком обрыве над заливом Охотского моря.
Тут же построен двухэтажный многофункциональный центр, где расположены районная администрация, отделение банка "Итуруп" (отделение "Сбера" будет в нижней части города), кинотеатр, кафе, библиотека.
Три комнаты на втором этаже занимает краеведческий музей. В общем, стандартная экспозиция подобного районного музея – география, геология с камнями, природа с чучелами, затем айны, японцы, очень много про войну и Курильскую операцию, и совсем немного про то, что после.
Помимо Итурупа, Курильский район включает также Уруп (где золото вахтовым способом добывают) и Симушир. Остров по-настоящему был освоен японцами в XIX веке, в 1947-м японцев (вместе с совсем обяпонившимися айнами) выселили.
При японцах остров был гораздо более развит и населён, даже узкоколейка имелась. В начале 1950-х годов ещё 122 поселения числились, но в самом начале 1960-х годов занялись их укрупнением, как всегда криво. Ну, что Хрущёва везде на Дальнем Востоке сильно не любят, это уже привык. Сейчас на острове осталось 7 поселений, Курильск имеет статус города.
Как заметила хозяйка гестхауза, где жил, для всех гостей, особенно московских, шоком является то, что Курильск выглядит вполне цивилизованно и пригодно для жизни. И правда, Курильск – чистый и ухоженный, с хорошим асфальтом, пешеходными переходами и автобусными остановками – пара ПАЗиков бегает утром и вечером, в основном возя детей до школы. Интернет быстрый, мобильная связь то же без нареканий работает (когда военные не глушат). В магазинах карточками давно привыкли платить даже небогатые аборигены.
Хотя цены в магазинах, конечно, в 2-3 раза выше, чем на материке – всё везут паромами с Владивостока и Южного. На острове растут огурцы, помидоры в теплицах, капуста, картошка (и колорадского жука на острове нет). В 90-е многие активно выращивали, но затем появились иные источники доходов и сейчас мало кто из местных огородничеством занимается.
Из центра по шоссе или по лестнице можно спуститься в старую или нижнюю часть города, расположенную вокруг устья реки Курилка (Сянагава при японцах). Это уже в основном частный сектор, там же располагаются старая гостиница "Итуруп" и активно появляющиеся по мере развития туризма в последние годы гестхаузы.
Тут же церковь, мемориал Великой Отечественной войны, бюст Ленина, камень в честь землепроходцев XVIII века, ну и современный арт-объекты в парке перед ДШИ, совмещённой с МФЦ.
За мостом, на левом берегу Курилки, располагается хозяйство АО "Гидрострой", занято преимущественно добычей рыбы и переработкой. На Сахалине именно "гидростроевская" красная икра считается лучшей, но её трудно достать.
На север от Курильска вдоль морского обрыва обустроена пешеходная дорожка со скамейками и арт-объектами.
Отсюда хорошо закат над Охотским морем наблюдать.
Дорожка тянется пару километров до посёлка Китовый (при японцах – Наёка) – название пошло от завода по вытопке китового жира. Ныне в Китовом расположен глубоководный порт, куда прибывают пассажирские суда с Сахалина. Тут же один из двух больших рыбоперерабатывающих заводов "Гидростроя". На высоком утёсе над гаванью обустроена смотровая площадка.
От Китового на восток Курильское шоссе ведёт, мимо единственной АЗС на острове (92-й стоил 72 рубля) и поворота на аэропорт, в посёлок Рейдово (при японцах – Беттобу). В основном частный сектор, но всё так же обустроено, сделан парк, есть "Сбер" и пара-тройка магазинов.
Рядом с новеньким зданием школы в парке у старого здания можно разглядеть и бюст Ленина в папахе –
На окраине Рейдово будет смотровая площадка на высоком мысе над заливом Оли (Ойо при японцах) –
С видами на порт траулерного флота и ещё один рыбоперерабатывающий комбинат "Гидростроя".
На выезде из Рейдово, за мостом через речку Удобная (Онсэнгава при японцах), асфальт заканчивается.
В следующий раз отправимся дальше.
|
</> |