Итоги поля мнений 17 лет тому вперед: мы соскальзываем с пальмы, не добравшись
alex_rozoff — 14.06.2023 В поле мнений https://alex-rozoff.livejournal.com/682080.html был задан вопрос: каким будет уровень благополучия среднего жителя 2040 года? Предлагалось 5 градаций предполагаемого будущего (от прекрасного до катастрофического)Обсуждение составило 447 комментариев, а в опросе приняли участие 260 персон.
Итак, поле мнений. Уровень благополучия среднего жителя Земли в 2040 году будет:
...Гораздо выше, чем сейчас 6.9%
...Немного выше, чем сейчас 14.7%
...Примерно таким же, как сейчас 22.8%
...Немного ниже, чем сейчас 30.9%
...Катастрофически низким 24.7%
-------------------------------------
Как отмечалось в ходе обсуждения, любой опрос о будущем - это опрос о восприятии настоящего. В среднем восприятие, как если бы мы лезли на пальму за кокосом, но примерно на середине стали соскальзывать, не достигнув цели. Доминирующие мнения (последние три варианта, охватывающие 78.4%) различаются лишь в том, насколько все плохо: то ли мы еще держимся, то ли уже скользим вниз, то ли уже набрали такую скорость падения, что через 17 лет упадем на грунт и отобьем себе задницу.
Это значит: проект влезания на пальму за кокосом содержал критическую ошибку.
Возможно, ошибка случилась в "конце истории" (летом 1989 года), когда в моду вошла иллюзия, будто безальтернативный финансовый капитализм с политическим режимом т.н. буржуазной демократии способен к материальному прогрессу. Эта иллюзия возникла из-за реальной динамики капитализма в предыдущие 150 лет. В среде экономистов было принято считать, что мотором было стремление к частной наживе, порождающее частную инициативу, порождающую прогрессивные инновации.
Между тем, что летом 1989 почти одновременно с публикацией "Конца истории", случились "бойня на площади Тяньаньмэнь" в Китае. Дело вовсе не в том, что она случилась (у полит-экспертов не было сомнений, что наследники Мао в верхушке КПК сохранили отношение к жителям своей страны, как к скоту) - дело в том, что коллективный Запад отреагировал крайне вяло, будто случившееся почти нормально.
Этот случай обнажил растущую зависимость развитых стран Запада от экстремально дешевой рабочей силы в Азии (куда после 1978 года стал мигрировать промышленный капитал). Капиталистическая инновация (продиктованная жаждой наживой) состояла в том, чтобы заменить китайцами - уже исчерпавшийся ресурс полунищих западных крестьян, которых промышленный капитал выкачивал из деревни на заводы в первые 100 лет динамичности.
Заметим: в эру НТР (1946 - 1976) считалось что инновация будет совсем иной, и что очевидно невозобновляемый ресурс дешевой рабочей силы будет уже к концу XX века замещен промышленными роботами.
Но логика частной капиталистической наживы выбрала не роботов (которых надо еще проектировать, строить и адаптировать к производству), а китайцев (ставших уже доступными к эксплуатации).
У такой логики был явный дефект: судьба китайской демографии определилась еще во времена Мао, и это являлось также судьбой проекта "китайцы вместо роботов". Вполне предсказуемо, в середине 2010-х копыто этой судьбы наступило на мировую индустрию, и стало неотвратимо давить.
Тут бы вспомнить про роботов - но уже поздно: капитализм так увлекся добычей наживы из дешевых людей, что разучился продвигать материальные инновации.
...Такие дела...
|
</> |