Итальянский историк о советских торпедных катерах

топ 100 блогов knl_198324.08.2025 Во Франции недавно вышла книга итальянского историка Эрминио Баньяско (ныне покойного) о торпедных катерах II Мировой войны, как я понял это переиздание его же книги аж 1977 года. В журнале LOS! была опубликована глава про советские ТКА из этой книги, перевод которой (машинный с лёгкой корректурой) предлагаю ниже. Вообще странно, зачем издавать такое в конце первой четверти XXI века. Вот что может узнать современный французский (и, наверное, итальянский) читатель о советских торпедных катерах. Иллюстрации взяты из статьи.

Итальянский историк о советских торпедных катерах



Как это часто бывает при детальном изучении советской военной проблематики, имеющиеся сведения о разработке различных типов быстроходных катеров, их количестве и технических характеристиках относительно скудны и противоречивы. Поэтому приведенные ниже данные во многих случаях являются результатом приблизительных оценок. Например, официальные названия торпедных катеров неизвестны.

Итальянский историк о советских торпедных катерах

Неуверенное начало

Советские торпедные катера, участвовавшие во Второй мировой войне, можно разделить на две основные категории: британского образца, созданные на основе 40- и 55-футовых торпедных катеров (CMB), и итальянского образца, созданные на основе MAS типа 500. Мы не будем рассматривать некоторые экспериментальные проекты, реализованные вскоре после начала Первой мировой войны. В России разработка современных торпедных катеров началась во второй половине 1920-х годов с постройки опытного катера «Первенец» (Parvenec) – 11-тонного катера, оснащенного двумя двигателями внутреннего сгорания общей мощностью 2100 л.с. и вооруженного одной 457-мм торпедой. Проект был разработан на основе катеров типа 40 и 55 CMB, построенных в Великобритании компанией Thornycroft во время Первой мировой войны, один из которых Советам удалось обнаружить, вероятно, после того, как он был потоплен на Балтике в 1919 году. Испытания катера «Первенец», проведённые в 1927 году на Чёрном море, дали информацию, которая привела к запуску первого серийного советского проекта торпедного катера Ш-4.
По сравнению с прототипом, эта модель, выпущенная в период с 1928 по 1935 год в количестве от 40 до 60 экземпляров, была оснащена двигателями почти вдвое меньшей мощности, что явно указывало на то, что двигатели, использовавшиеся в прототипе, не дали удовлетворительных результатов с точки зрения надёжности и ресурса. За Ш-4 до 1935 года последовали катера Г-5: это были катера с улучшенными характеристиками, сохранившие, тем не менее, те же основные параметры. Производство более 150 единиц, вероятно, было прекращено до 1941 года, но, предположительно, возобновилось в 1943 году и продолжалось до конца войны, в результате чего было выпущено в общей сложности около 100 единиц.

Итальянский историк о советских торпедных катерах

Катера типа Г-5 отличались округлым корпусом, глиссирующей подводной частью с реданом и установкой торпедных аппаратов в кормовой части, аналогичных катерам CMB (которые и вдохновили на разработку проекта). Эти суда представляли собой стандартный тип советских катеров, остававшихся на вооружении до конца 1940-х годов. Их алюминиевый корпус, несмотря на прочность конструкции и хорошие ходовые качества, не обладал выдающимися мореходными качествами.
От итальянских катеров типа MAS (после постройки в 1938–1939 годах некоторых прототипов с постепенно улучшенными характеристиками) произошли от около сотни катеров типа Д-2, построенных в период с 1941 по 1945 год. Вместе с катерами Г-5 и 205 американскими торпедными катерами (78-футовыми типа Higgins, 80-футовыми типа Elco и 72,5-футовыми типа Vosper), переданными СССР в период с 1943 по 1945 год, они участвовали в операциях советских прибрежных группировок против немцев.
В ходе территориальных аннексий, осуществленных в 1939 году и в дальнейшем в ходе конфликта советский ВМФ захватил несколько иностранных катеров, включая четыре эстонских 73-футовых торпедных катера типа CMB Thornycroft, построенных в 1939 году, и, вероятно, итальянские катера типа MAS, обнаруженные на Черном море. Однако, судя по всему, эти катера не использовались в боевых действиях.

Во время Второй мировой войны для прибрежных операций наряду с торпедными катерами использовались и другие типы катеров: охотники за подводными лодками (в основном американского производства) и бронекатера. Среди последних, активно действовавших в реках и прибрежных водах, наиболее интересными были проекты 1124 и 1125 водоизмещением 30–40 тонн, оснащённые башней танка Т-34 с 76-мм пушкой и пулемётами. Их скорость составляла около 20–28 узлов, а броня покрывала надстройки и значительную часть корпуса.

Итальянский историк о советских торпедных катерах Итальянский историк о советских торпедных катерах
Итальянский историк о советских торпедных катерах

Вооружение, оборудование и организация

Советские торпеды, которыми были оснащены эти катера, выстреливались с помощью сжатого воздуха. Для немногих сохранившихся Ш-4 это были 457-мм торпеды, а для Г-5, Д-2 и Vosper – 533-мм. Устанавливаемые на катерах Elco и Higgins 533-мм торпеды, вероятно, имели меньшую длину (возможно US Navy Mark XIII?). Пулемёты, использовавшиеся в основном, были калибра 12,7 мм, советского или американского производства, к которым добавлялись 20-мм пушки Oerlikon и 40-мм пушки Bofors из США. Стандартным советским двигателем был ГАМ-34 мощностью 1350 л.с. (на ГАМ-34ФН мощность была уменьшена до 1230 л.с.). Однако, по-видимому из-за не покрывавшего нужды производства использовались и другие типы двигателей, с меньшей мощностью и значительным снижением максимальной скорости. Более того, судя по всему, советские катерные части получили двигатели Packard того же типа, что и те, что установлены на американских катерах. Информация об использовании РЛС отсутствует, за исключением тех, что были установлены на некоторых катерах, переданных Соединенными Штатами.

Итальянский историк о советских торпедных катерах
По полуофициальным данным, когда в июне 1941 года Германия напала на СССР, советский флот насчитывал около 270 торпедных катеров, большинство из которых находилось в Тихом океане (135 единиц) и Черном море (85 единиц). В конце 1942 года, когда немецкое наступление было в самом разгаре, на Балтике из 50 катеров, имевшихся в наличии изначально, оставалось более 30 единиц; в Черном море оставалось менее 60 боеспособных катеров, а в Арктике — всего около 10. После этой даты строительство на верфях и поставки из США начали давать свои результаты, и ситуация быстро улучшилась. В общей сложности с лета 1941 года до конца войны на вооружение поступили 156 новых советских и 205 американских катеров. Общие официально заявленные потери составили около 138 единиц: 60 погибли на Балтийском море, 6 в Арктике, 62 на Черном море и 5 на Тихом океане.

Итальянский историк о советских торпедных катерах
Количество торпедных катеров, находившихся на вооружении к концу конфликта, составило почти 500 единиц, из которых 300 были советского производства. Таким образом, в общей сложности советские прибрежные силы получили 620 торпедных катеров всех типов в ходе войны, и эта цифра была превышена только Великобританией. Достигнутые результаты, однако, не оправдали ожиданий, хотя все же остаются значимыми, поскольку вместе с результатами, достигнутыми подводными лодками, они практически являются единственными советскими морскими победами в ходе войны. Эти результаты можно резюмировать следующим образом: в период с 1941 по 1945 год было уничтожено восемь немецких военных кораблей общим тоннажем 5500 т (в том числе минные тральщики M31, M37 и M303) и девять торговых судов общим тоннажем 10 700 т. Большинство этих успехов было достигнуто в Балтийском море, особенно в последние месяцы войны. Полученный опыт и убеждение в том, что их эффективность была прямо пропорциональна их количеству, вероятно, убедили советский флот сохранить в строю даже после окончания войны большое количество торпедных катеров, которые позже были заменены ракетными катерами.

Технические данные и примечания

Тип Ш-4
Количество – около сотни
Водоизмещение – 13 т
Длина – 18 м
Ширина – 3,3 м
Корпус – деревянный, глиссирующий с 1 реданом
Силовая установка – 2 двигателя внутреннего сгорания
Мощность – 1300 л.с.
Скорость – 20 узлов [очевидно, опечатка]
Вооружение – два торпедных аппарата калибром 457-мм; один пулемет
Эти торпедные катера, созданные на основе опытного «Первенца» 1927 года, сохранили ту же форму корпуса и такие же торпедные аппараты. Однако они имели более округлую надстройку, что позволяло их отличить. В рамках первой пятилетки (1928–1932) было построено от 40 до 60 катеров типа Ш-4, которые вступили в строй в конце 1920-х – начале следующего десятилетия. Они обладали весьма ограниченными характеристиками, особенно в плане мореходности, и не отличались высокой прочностью. Значительная их часть была оснащена хорошими итальянскими двигателями Isotta-Fraschini, но к концу 1930-х годов максимальная скорость большинства этих катеров не превышала 30 узлов, поэтому с поступлением на вооружение новых моделей с лучшими характеристиками их постепенно переоборудовали для других целей: в быстроходные охотники за подводными лодками (с 24 глубинными бомбами на борту), патрульные катера для полицейской службы, учебные суда и т. д. Когда СССР вступил в войну, небольшое количество катеров проекта Ш-4 все еще находилось на вооружении в качестве торпедных.

Тип Г-5
Количество – 280 экз.
Водоизмещение – 15-17 т
Длина – 19,10 м
Ширина – 3,3 м
Осадка – 1,25 м
Корпус – металлический, глиссирующий, с 1 реданом
Силовая установка – 2 двигателя ГАМ-34
Мощность – 1700 л.с.
Скорость – 40 узлов
Дальность хода – 176 миль при 40 узлах
Команда – 9 человек
Вооружение – два 533-мм торпедных аппарата; два 12,7-мм пулемета.
Итальянский историк о советских торпедных катерах

Эти торпедные катера являются дальнейшим развитием типа Ш-4, несколько увеличенным по размерам и водоизмещению. Небольшая предсерийная партия, вероятно, поступила на вооружение до 1935 года под обозначением Г-4; характеристики этих катеров неизвестны, но считается, что они были очень близки к Г-5. Не менее 280 единиц последнего типа были введены в эксплуатацию в период с 1935 по 1945 год. Их строительство проходило в два этапа: с 1935 по 1941 год и с 1943 по 1945 год. Фактически, строительство Г-5 было приостановлено до вступления СССР в войну и возобновилось только в 1943 году. Вероятно, это было обусловлено наличием чертежей типа торпедного катера, который, хотя и не был очень современным, давал достаточные гарантии надежности, а также срочной необходимостью в скоростных катерах для прибрежных операций и возмещения потерь.

Итальянский историк о советских торпедных катерах
Корпус Г-5 был изготовлен из алюминия, материала, который обладал достаточной прочностью и хорошей устойчивостью к коррозии в морских условиях. Двигатели, использовавшиеся на Г-5, были советского производства и обеспечивали хорошие характеристики. Однако, по-видимому, большое количество единиц, построенных после 1943 года, было оснащено американскими двигателями. Их вооружение изначально состояло из двух торпедных аппаратов с направляющими, расположенными на корме, такого же типа, как и на Ш-4, но для торпед калибра 533 мм, и 12,7-мм пулемета, установленного в задней части центральной надстройки, представляющей собой командирский мостик. В ходе войны был добавлен второй пулемет того же калибра, первоначально расположенный на носовой палубе и частично встроенный в корпус, а затем, возможно, из-за трудностей доступа при волнении моря, он был установлен в кормовой части на небольшой конструкции над торпедными аппаратами. В целом, Г-5 были хорошими торпедными катерами, достаточно быстрыми и прочными, хотя, учитывая их небольшие размеры и тип корпуса, их мореходные качества не были отличными. Они были стандартным типом советских торпедных катеров на протяжении всей войны и до конца 1940-х годов.

Итальянский историк о советских торпедных катерах

Тип Д-3
Количество – 100
Водоизмещение – 32-35 т
Длина – 21,6 м
Ширина – 4 м
Осадка – 1,20 м
Корпус – деревянный
Силовая установка – 3 двигателя ГАМ-34ФМ, Мощность – 3750 л.с.
Скорость – 38 узлов
Дальность хода – нет данных
Команда – 12 человек
Вооружение – два торпедных аппарата калибра 533-мм; одна пушка калибра 20-мм; 4 пулемета калибром 12,7-мм; 12 глубинных бомб

Итальянский историк о советских торпедных катерах

Торпедные катера, проект которых был вдохновлен итальянскими MAS типа 500, с существенным увеличением размеров и усиленным вооружением. В 1938 году была построена экспериментальная единица типа Г-8 с характеристиками, схожими с характеристиками MAS; испытания, проведенные с этим прототипом в Черном море, вероятно, привели к появлению проекта Д-3, в рамках которого в период с 1941 по 1945 год было построено около 100 единиц, которые в основном использовались в Арктике и на Балтике. Согласно другим источникам, эти торпедные катера должны были получить глиссирующий корпус с одним или несколькими реданами; согласно другим, более достоверным источникам, корпус должен был быть углового типа без реданов.

Итальянский историк о советских торпедных катерах
В отличие от всех других советских торпедных катеров, они не были оснащены кормовыми торпедными аппаратами, а имели систему бортового сбрасывания, подобные системам MAS, которые были гораздо более эффективными и легкими. Установка пулеметов и артиллерии за командным мостиком явно была вдохновлена американским опытом. К концу конфликта некоторые Д-3, которые были также переведены в Тихий океан и, по-видимому, в Черное море, были перевооружены в канонерские лодки, без торпедных аппаратов и центральной 20-мм пушки, вместо которых они получили 40-мм пушку Bofors. В целом Д-3 были хорошими единицами, хотя и не особо прочными, особенно по сравнению с Г-5. Они оставались в строю еще некоторое время после окончания войны.

Итальянский историк о советских торпедных катерах

Катера из США

С 1943 по август 1945 года Советский ВМФ получил от ВМС США 205 торпедных катеров: 59 80-футовых торпедных катеров Elco (PT 498-504, 506-508, 510-21, 552-554, 556, 560-563, 731-760), 56 78-футовых торпедных катеров Higgins (PT 85-87, 89, 197, 198, 265-276, 289-294, 625-656) и 90 72,5-футовых торпедных катеров Vosper (BPT 53-60, PT 400-449, 661-692). Они получили наименования тип A1 (Vosper 72,5 фута), A2 (Higgins 78 футов) и A3 (Elco 80 футов), служили в Арктике, на Тихом океане, на Чёрном и Балтийском морях. Лишь часть из них была возвращена в Соединённые Штаты в период с 1954 по 1956 год.

Экспериментальные образцы

В период с 1935 по 1945 год ВМФ СССР создал несколько опытных образцов быстроходных катеров, некоторые из которых так и не были доведены до конца, в то время как другие были использованы для разработки моделей, впоследствии запущенных в серийное производство.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ситуация с Колмановским и Якобсоном, чьи поступки не без изящества сравнивает Привалов , вовсе не одинакова. В 1968 году человек, оказавшийся под колпаком КГБ, однозначно становился опасным для окружающих, что предопределяло его выбор. Еще чуть ...
Я вообще не самый аккуратный персонаж в домашнем обиходе, вечно валяется все на полу и как попало (и такие проторенные тропки на водопой, к кровати и к компьютеру). И вот, выходя на кухню налить кофе, споткнулся с матюками о фоторюкзак. Уже какой ...
Сегодня мы будем засаливать филе тунца, это делается весьма просто. Был бы хороший тунец под рукой, всё таки тунец-это не совсем наша тема, но в гипермаркетах он встречается охлажденка из разморозки . А затем, после того как тунец засолится, мы намажем хлеб маслом и сделаем бутерброды с ...
Становиться понятна истинная причина вброса через «Газета.Ру» со  "ссылками на источники в российских силовых структурах" про обмен капитана Евгения Ерофеева и сержанта Александра Александрова, задержанных в мае на территории Луганской области, на украинских силовиков. фото отсю ...
Знаете, у Александра Пушкина есть стихотворение «Золото и булат»: «Всё мое, — сказало злато. Всё мое, — сказал булат. Всё куплю, — сказало злато. Всё возьму, — сказал булат». ...