Во Франции недавно вышла книга итальянского историка Эрминио
Баньяско (ныне покойного) о торпедных катерах II Мировой войны, как
я понял это переиздание его же книги аж 1977 года. В журнале LOS!
была опубликована глава про советские ТКА из этой книги, перевод
которой (машинный с лёгкой корректурой) предлагаю ниже. Вообще
странно, зачем издавать такое в конце первой четверти XXI века. Вот
что может узнать современный французский (и, наверное, итальянский)
читатель о советских торпедных катерах. Иллюстрации взяты из
статьи.
Как это часто бывает при детальном изучении советской военной
проблематики, имеющиеся сведения о разработке различных типов
быстроходных катеров, их количестве и технических характеристиках
относительно скудны и противоречивы. Поэтому приведенные ниже
данные во многих случаях являются результатом приблизительных
оценок. Например, официальные названия торпедных катеров
неизвестны.
Советские торпедные катера, участвовавшие во Второй мировой
войне, можно разделить на две основные категории: британского
образца, созданные на основе 40- и 55-футовых торпедных катеров
(CMB), и итальянского образца, созданные на основе MAS типа 500. Мы
не будем рассматривать некоторые экспериментальные проекты,
реализованные вскоре после начала Первой мировой войны. В России
разработка современных торпедных катеров началась во второй
половине 1920-х годов с постройки опытного катера «Первенец»
(Parvenec) – 11-тонного катера, оснащенного двумя двигателями
внутреннего сгорания общей мощностью 2100 л.с. и вооруженного одной
457-мм торпедой. Проект был разработан на основе катеров типа 40 и
55 CMB, построенных в Великобритании компанией Thornycroft во время
Первой мировой войны, один из которых Советам удалось обнаружить,
вероятно, после того, как он был потоплен на Балтике в 1919 году.
Испытания катера «Первенец», проведённые в 1927 году на Чёрном
море, дали информацию, которая привела к запуску первого серийного
советского проекта торпедного катера Ш-4.
По сравнению с прототипом, эта модель, выпущенная в период с
1928 по 1935 год в количестве от 40 до 60 экземпляров, была
оснащена двигателями почти вдвое меньшей мощности, что явно
указывало на то, что двигатели, использовавшиеся в прототипе, не
дали удовлетворительных результатов с точки зрения надёжности и
ресурса. За Ш-4 до 1935 года последовали катера Г-5: это были
катера с улучшенными характеристиками, сохранившие, тем не менее,
те же основные параметры. Производство более 150 единиц, вероятно,
было прекращено до 1941 года, но, предположительно, возобновилось в
1943 году и продолжалось до конца войны, в результате чего было
выпущено в общей сложности около 100 единиц.
Катера типа Г-5 отличались округлым корпусом, глиссирующей
подводной частью с реданом и установкой торпедных аппаратов в
кормовой части, аналогичных катерам CMB (которые и вдохновили на
разработку проекта). Эти суда представляли собой стандартный тип
советских катеров, остававшихся на вооружении до конца 1940-х
годов. Их алюминиевый корпус, несмотря на прочность конструкции и
хорошие ходовые качества, не обладал выдающимися мореходными
качествами.
От итальянских катеров типа MAS (после постройки в 1938–1939
годах некоторых прототипов с постепенно улучшенными
характеристиками) произошли от около сотни катеров типа Д-2,
построенных в период с 1941 по 1945 год. Вместе с катерами Г-5 и
205 американскими торпедными катерами (78-футовыми типа Higgins,
80-футовыми типа Elco и 72,5-футовыми типа Vosper), переданными
СССР в период с 1943 по 1945 год, они участвовали в операциях
советских прибрежных группировок против немцев.
В ходе территориальных аннексий, осуществленных в 1939 году и
в дальнейшем в ходе конфликта советский ВМФ захватил несколько
иностранных катеров, включая четыре эстонских 73-футовых торпедных
катера типа CMB Thornycroft, построенных в 1939 году, и, вероятно,
итальянские катера типа MAS, обнаруженные на Черном море. Однако,
судя по всему, эти катера не использовались в боевых действиях.
Во время Второй мировой войны для прибрежных операций наряду с
торпедными катерами использовались и другие типы катеров: охотники
за подводными лодками (в основном американского производства) и
бронекатера. Среди последних, активно действовавших в реках и
прибрежных водах, наиболее интересными были проекты 1124 и 1125
водоизмещением 30–40 тонн, оснащённые башней танка Т-34 с 76-мм
пушкой и пулемётами. Их скорость составляла около 20–28 узлов, а
броня покрывала надстройки и значительную часть корпуса.
Вооружение, оборудование и организация
Советские торпеды, которыми были оснащены эти катера,
выстреливались с помощью сжатого воздуха. Для немногих
сохранившихся Ш-4 это были 457-мм торпеды, а для Г-5, Д-2 и Vosper
– 533-мм. Устанавливаемые на катерах Elco и Higgins 533-мм торпеды,
вероятно, имели меньшую длину (возможно US Navy Mark XIII?).
Пулемёты, использовавшиеся в основном, были калибра 12,7 мм,
советского или американского производства, к которым добавлялись
20-мм пушки Oerlikon и 40-мм пушки Bofors из США. Стандартным
советским двигателем был ГАМ-34 мощностью 1350 л.с. (на ГАМ-34ФН
мощность была уменьшена до 1230 л.с.). Однако, по-видимому из-за не
покрывавшего нужды производства использовались и другие типы
двигателей, с меньшей мощностью и значительным снижением
максимальной скорости. Более того, судя по всему, советские
катерные части получили двигатели Packard того же типа, что и те,
что установлены на американских катерах. Информация об
использовании РЛС отсутствует, за исключением тех, что были
установлены на некоторых катерах, переданных Соединенными
Штатами.

По полуофициальным данным, когда в июне 1941 года Германия
напала на СССР, советский флот насчитывал около 270 торпедных
катеров, большинство из которых находилось в Тихом океане (135
единиц) и Черном море (85 единиц). В конце 1942 года, когда
немецкое наступление было в самом разгаре, на Балтике из 50
катеров, имевшихся в наличии изначально, оставалось более 30
единиц; в Черном море оставалось менее 60 боеспособных катеров, а в
Арктике — всего около 10. После этой даты строительство на верфях и
поставки из США начали давать свои результаты, и ситуация быстро
улучшилась. В общей сложности с лета 1941 года до конца войны на
вооружение поступили 156 новых советских и 205 американских
катеров. Общие официально заявленные потери составили около 138
единиц: 60 погибли на Балтийском море, 6 в Арктике, 62 на Черном
море и 5 на Тихом океане.

Количество торпедных катеров, находившихся на вооружении к
концу конфликта, составило почти 500 единиц, из которых 300 были
советского производства. Таким образом, в общей сложности советские
прибрежные силы получили 620 торпедных катеров всех типов в ходе
войны, и эта цифра была превышена только Великобританией.
Достигнутые результаты, однако, не оправдали ожиданий, хотя все же
остаются значимыми, поскольку вместе с результатами, достигнутыми
подводными лодками, они практически являются единственными
советскими морскими победами в ходе войны. Эти результаты можно
резюмировать следующим образом: в период с 1941 по 1945 год было
уничтожено восемь немецких военных кораблей общим тоннажем 5500 т
(в том числе минные тральщики M31, M37 и M303) и девять торговых
судов общим тоннажем 10 700 т. Большинство этих успехов было
достигнуто в Балтийском море, особенно в последние месяцы войны.
Полученный опыт и убеждение в том, что их эффективность была прямо
пропорциональна их количеству, вероятно, убедили советский флот
сохранить в строю даже после окончания войны большое количество
торпедных катеров, которые позже были заменены ракетными
катерами.
Технические данные и примечания
Тип Ш-4
Количество – около сотни
Водоизмещение – 13 т
Длина – 18 м
Ширина – 3,3 м
Корпус – деревянный, глиссирующий с 1 реданом
Силовая установка – 2 двигателя внутреннего сгорания
Мощность – 1300 л.с.
Скорость – 20 узлов [очевидно, опечатка]
Вооружение – два торпедных аппарата калибром 457-мм; один
пулемет
Эти торпедные катера, созданные на основе опытного «Первенца»
1927 года, сохранили ту же форму корпуса и такие же торпедные
аппараты. Однако они имели более округлую надстройку, что позволяло
их отличить. В рамках первой пятилетки (1928–1932) было построено
от 40 до 60 катеров типа Ш-4, которые вступили в строй в конце
1920-х – начале следующего десятилетия. Они обладали весьма
ограниченными характеристиками, особенно в плане мореходности, и не
отличались высокой прочностью. Значительная их часть была оснащена
хорошими итальянскими двигателями Isotta-Fraschini, но к концу
1930-х годов максимальная скорость большинства этих катеров не
превышала 30 узлов, поэтому с поступлением на вооружение новых
моделей с лучшими характеристиками их постепенно переоборудовали
для других целей: в быстроходные охотники за подводными лодками (с
24 глубинными бомбами на борту), патрульные катера для полицейской
службы, учебные суда и т. д. Когда СССР вступил в войну, небольшое
количество катеров проекта Ш-4 все еще находилось на вооружении в
качестве торпедных.
Тип Г-5
Количество – 280 экз.
Водоизмещение – 15-17 т
Длина – 19,10 м
Ширина – 3,3 м
Осадка – 1,25 м
Корпус – металлический, глиссирующий, с 1 реданом
Силовая установка – 2 двигателя ГАМ-34
Мощность – 1700 л.с.
Скорость – 40 узлов
Дальность хода – 176 миль при 40 узлах
Команда – 9 человек
Вооружение – два 533-мм торпедных аппарата; два 12,7-мм
пулемета.
Эти торпедные катера являются дальнейшим развитием типа Ш-4,
несколько увеличенным по размерам и водоизмещению. Небольшая
предсерийная партия, вероятно, поступила на вооружение до 1935 года
под обозначением Г-4; характеристики этих катеров неизвестны, но
считается, что они были очень близки к Г-5. Не менее 280 единиц
последнего типа были введены в эксплуатацию в период с 1935 по 1945
год. Их строительство проходило в два этапа: с 1935 по 1941 год и с
1943 по 1945 год. Фактически, строительство Г-5 было приостановлено
до вступления СССР в войну и возобновилось только в 1943 году.
Вероятно, это было обусловлено наличием чертежей типа торпедного
катера, который, хотя и не был очень современным, давал достаточные
гарантии надежности, а также срочной необходимостью в скоростных
катерах для прибрежных операций и возмещения потерь.

Корпус Г-5 был изготовлен из алюминия, материала, который
обладал достаточной прочностью и хорошей устойчивостью к коррозии в
морских условиях. Двигатели, использовавшиеся на Г-5, были
советского производства и обеспечивали хорошие характеристики.
Однако, по-видимому, большое количество единиц, построенных после
1943 года, было оснащено американскими двигателями. Их вооружение
изначально состояло из двух торпедных аппаратов с направляющими,
расположенными на корме, такого же типа, как и на Ш-4, но для
торпед калибра 533 мм, и 12,7-мм пулемета, установленного в задней
части центральной надстройки, представляющей собой командирский
мостик. В ходе войны был добавлен второй пулемет того же калибра,
первоначально расположенный на носовой палубе и частично встроенный
в корпус, а затем, возможно, из-за трудностей доступа при волнении
моря, он был установлен в кормовой части на небольшой конструкции
над торпедными аппаратами. В целом, Г-5 были хорошими торпедными
катерами, достаточно быстрыми и прочными, хотя, учитывая их
небольшие размеры и тип корпуса, их мореходные качества не были
отличными. Они были стандартным типом советских торпедных катеров
на протяжении всей войны и до конца 1940-х годов.
Тип Д-3
Количество – 100
Водоизмещение – 32-35 т
Длина – 21,6 м
Ширина – 4 м
Осадка – 1,20 м
Корпус – деревянный
Силовая установка – 3 двигателя ГАМ-34ФМ, Мощность – 3750
л.с.
Скорость – 38 узлов
Дальность хода – нет данных
Команда – 12 человек
Вооружение – два торпедных аппарата калибра 533-мм; одна пушка
калибра 20-мм; 4 пулемета калибром 12,7-мм; 12 глубинных бомб
Торпедные катера, проект которых был вдохновлен итальянскими
MAS типа 500, с существенным увеличением размеров и усиленным
вооружением. В 1938 году была построена экспериментальная единица
типа Г-8 с характеристиками, схожими с характеристиками MAS;
испытания, проведенные с этим прототипом в Черном море, вероятно,
привели к появлению проекта Д-3, в рамках которого в период с 1941
по 1945 год было построено около 100 единиц, которые в основном
использовались в Арктике и на Балтике. Согласно другим источникам,
эти торпедные катера должны были получить глиссирующий корпус с
одним или несколькими реданами; согласно другим, более достоверным
источникам, корпус должен был быть углового типа без реданов.

В отличие от всех других советских торпедных катеров, они не
были оснащены кормовыми торпедными аппаратами, а имели систему
бортового сбрасывания, подобные системам MAS, которые были гораздо
более эффективными и легкими. Установка пулеметов и артиллерии за
командным мостиком явно была вдохновлена американским опытом. К
концу конфликта некоторые Д-3, которые были также переведены в
Тихий океан и, по-видимому, в Черное море, были перевооружены в
канонерские лодки, без торпедных аппаратов и центральной 20-мм
пушки, вместо которых они получили 40-мм пушку Bofors. В целом Д-3
были хорошими единицами, хотя и не особо прочными, особенно по
сравнению с Г-5. Они оставались в строю еще некоторое время после
окончания войны.
Катера из США
С 1943 по август 1945 года Советский ВМФ получил от ВМС США
205 торпедных катеров: 59 80-футовых торпедных катеров Elco (PT
498-504, 506-508, 510-21, 552-554, 556, 560-563, 731-760), 56
78-футовых торпедных катеров Higgins (PT 85-87, 89, 197, 198,
265-276, 289-294, 625-656) и 90 72,5-футовых торпедных катеров
Vosper (BPT 53-60, PT 400-449, 661-692). Они получили наименования
тип A1 (Vosper 72,5 фута), A2 (Higgins 78 футов) и A3 (Elco 80
футов), служили в Арктике, на Тихом океане, на Чёрном и Балтийском
морях. Лишь часть из них была возвращена в Соединённые Штаты в
период с 1954 по 1956 год.
Экспериментальные образцы
В период с 1935 по 1945 год ВМФ СССР создал несколько опытных
образцов быстроходных катеров, некоторые из которых так и не были
доведены до конца, в то время как другие были использованы для
разработки моделей, впоследствии запущенных в серийное
производство.