Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4).

топ 100 блогов mil_history10.10.2025 Перевод с англ. яз. 4-й части статьи коммодора (в отставке) военно-морского флота США У. Х. Билера, написанной по горячим следам событий в декабре 1912 г., из журнала US Naval Institute proceedings, Vol.38/2/144.
Часть 1: https://mil-history.livejournal.com/2002658.html
Часть 2: https://mil-history.livejournal.com/2002764.html

Часть 3: https://mil-history.livejournal.com/2003315.html

Военные действия до середины марта 1912 года.
Турки были полны решимости вести активную войну в Триполитании и Киренаике и постоянно атаковали итальянцев во всех секторах. В Триполи из-за этих атак, которые происходили днём и ночью, итальянцы поддерживали перманентную боевую готовность, но предугадать нападение удавалось далеко не всегда. Итальянцам также не удалось после неоднократных попыток захватить Занзур, который был занят турками сильным гарнизоном и укреплён артиллерией и пулемётами. В атаках на Занзур с небольшим успехом использовались два дирижабля, с которых сбрасывали различные бомбы и ручные гранаты.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Итальянцы собрали до 3 000 вьючных и 300 верховых верблюдов для создания в Триполи "верблюжьего корпуса". В качестве личного состава из Эритреи в конце февраля прибыли батальон аскари (туземных солдат) и отряд всадников на верблюдах, но уже 4 марта они подверглись ожесточённому нападению арабов в Бир-эль-Турки. Аскари были разбиты и, понеся большие потери, смогли бежать в Триполи только под покровом ночи.
Однако 10 марта турецкая атака на Айн-Зару была отбита. Затем в лагере в Айн-Заре вспыхнула малярийная лихорадка, и гарнизон был сменён другими итальянскими войсками. Часть лагеря, примыкающая к болоту, была оставлена, а передовые укрепления захвачены турками, что дало повод для сообщений о том, что итальянцы покинули Айн-Зару.
Узкоколейная железная дорога от Триполи до Айн-Зары была достроена до Форначи, который находится в 7 километрах от Триполи. Итальянцы также построили полевую железную дорогу к каменоломням в Гаргареше, чтобы добывать камень для строительства волнореза в Триполи.
Безымянный.jpg
Железнодорожные войска Италии в Триполитанской кампании проявили себя отлично... в отличие от всех остальных.

На рассвете 27 февраля итальянский гарнизон в Хорнсе застал турок врасплох на высотах Мергеб, примерно в четырёх километрах от города, откуда открывался практически полный обзор на окрестности. Основную часть турецких войск перебросили с высот, чтобы противостоять мнимой высадке итальянцев с эскадры транспортных судов, появившихся у Слитена, примерно в 20 милях к востоку от Хомса. Тем временем итальянцы укрепили свои позиции на высотах Мергеб, так что, когда основная часть турецких войск вернулась из Слитена тем же вечером, итальянцы нанесли поражение их неорганизованной попытке отвоевать высоты. Впоследствии высоты были сильно укреплены, и турки не смогли вытеснить итальянцев с этой господствующей позиции.
С 8 по 12 марта в Бенгази произошло множество ожесточённых боёв. После того как турецкие нападения были отражены, генерал Амеглио повёл отряд из семи батальонов с кавалерией и артиллерией к оазису Фогат, где после отчаянного сопротивления захватил в плен 500 арабов. За эту блестящую победу генерал-майор Амеглио был произведён в генерал-лейтенанты.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Итальянские солдаты гонят пленных арабских ополченцев.

Нападения турок на Дерну 3 марта и на Мирса-Тобрук 1 марта были с трудом отбиты.
В ходе этих боёв в Киренаике за месяц, истекший 15 марта 1912 года, итальянцы потеряли 193 человека убитыми и 350 ранеными.
В ближайшем будущем решительного продвижения итальянцев вглубь страны не предвиделось. Главнокомандующий генерал-лейтенант Канера убедил правительство в Риме, что возможно только постепенное проникновение, и оно должно сопровождаться строительством железных дорог, которые будут обеспечивать безопасность на каждом достигнутом этапе. Начальник штаба генерал-майор Гастальделло, который изначально выступал за активное наступление, был отстранён от должности и заменён генерал-майором Чианчио.
На 15 марта не существовало никакой вероятности существенного увеличения численности итальянских войск в Африке, насчитывавших 100 000 человек.
Однако резервистов, служивших на театре войны, сменили солдаты действующей армии.
Отряду Немецкого Красного Креста удалось добраться до Гариана примерно 1 марта. Этот отряд состоял из трёх хирургов и 12 медсестёр, две из которых умерли от брюшного тифа по пути через Тунис. Они оказывали помощь больным и раненым в турецком лагере в Гариане.
В начале апреля 1912 года основная часть итальянских военно-морских сил находилась в портах приписки, где проходила ремонт и пополнение личного состава, как в мирное время. Несколько дивизионов миноносцев и четыре вспомогательных крейсера — «Дука-ди-Дженова», «Дука-дельи-Абруцци», «Читта-ди-Палермо» и «Читта-ди-Мессина» — курсировали вдоль турецкого побережья Средиземного моря и досматривали торговые суда всех национальностей на предмет контрабанды. Военно-морские силы, дислоцированные у северного побережья Африки, участвовали в небольших стычках с турецкими сухопутными войсками на побережье; в частности, «Этна» (бронепалубный крейсер) обстреляла Хоэйфу, небольшой город недалеко от Бенгази.
9 апреля 1912 года командующего действующими силами флота в Триполитании вице-адмирала Фаравелли, который был вынужден оставить свой пост из-за серьёзного нервного расстройства, сменил вице-адмирал Виале, незадолго до этого принявший командование второй эскадрой. На его прежнем посту его сменил Амеро д’Асте.
После завершения подготовки новых итальянских новобранцев 1887 года рождения был сформирован резерв флота.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Эскадра броненосных кораблей итальянского флота, 1912.

Четвёртое подразделение, состоящее из трёх броненосных крейсеров типа «Гарибальди», находилось в гаванях Киренаики, частично в Тобруке, частично в заливе Бомба. Говорят, что Бомба, расположенная в 55 морских милях к западу от Тобрука, станет в будущем главной военно-морской базой Италии на африканском побережье Средиземного моря. Причина этого заключается в том, что в великолепной гавани Тобрука недостаточно питьевой воды, а в Бомбе воды в избытке, и её также легко защитить с помощью позиций на островах Менелай и Бомба, которые контролируют подходы к тамошнему заливу. Глубина воды и места для якорной стоянки в Тобруке и Бомбе примерно одинаковы, но полезная площадь гавани в Бомбе значительно больше. Якорная стоянка в Бомбе находится всего в 70 километрах от Дерны, с которой её можно легко соединить железной дорогой. Если Бомба будет выбрана в качестве главного итальянского военно-морского форпоста в регионе, Тобрук станет базой для лёгких военно-морских сил.
Как только стало известно о захвате Бомбы, значительная часть турецко-арабских сил, осаждавших Тобрук, была переброшена туда.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Высадка итальянского десанта в заливе Бомбы.

Эскадра учебных кораблей в составе трёх броненосцев типа «Сардиния» (на самом деле головной в серии - "Ре Умберто"), усиленная двумя броненосными крейсерами, под командованием вице-адмирала Бореа Риччи возобновила операции против Зуары. К этим силам присоединились броненосные крейсеры «Карло Альберто» и «Марко Поло», вспомогательные крейсеры «Читта-ди-Катания» и «Читта-ди-Сиракуза», шесть миноносцев, три морских буксира и три транспорта с двумя батальонами гренадеров на борту, которые 8 апреля 1912 года вышли из Триполи на запад вдоль побережья в сторону Зуары. По пути эти силы обстреляли прибрежные районы и наконец 9 апреля бросили якорь в 2 000 метрах от берега в недавно обследованной гавани Зуара.
Линейные корабли (броненосцы) начали обстреливать город и выпускали снаряды с интервалом в пять минут в течение всего дня до наступления ночи. На следующий день, пользуясь хорошей погодой, от трёх транспортов отчалили 20 вооружённых катеров и предприняли попытку высадки. В то же время броненосные крейсеры вели интенсивный обстрел города. Эта бомбардировка, однако, не причинила серьёзного ущерба, но благодаря имитации высадки противника удалось ввести в заблуждение и не дать ему помешать высадке пехотной дивизии Гариони в точке, расположенной примерно в 40 километрах к северо-западу от Зуары. Это соединение численностью около 10 000 человек в ночь на 7 апреля погрузилось на 7 транспортных судов в Аугусте и под конвоем учебного корабля прибыло в ночь на 10 апреля на полуостров Макабес на границе с Тунисом. Операция проводилась при поддержке боевых кораблей, в том числе нескольких миноносцев, «Агордата», «Ириде» (минных крейсеров) и 6 мореходных миноносцев, которые вышли из Триполи и встретили конвой в море по пути следования. Военно-морской отряд немедленно проложил курс и определил место для высадки в этой труднодоступной местности, что позволило войскам начать десантирование в 3 часа утра и завершить его в тот же день без каких-либо помех со стороны противника.
К полудню следующего дня отряд в составе морской бригады ("спешенные" моряки) и аскари захватил также небольшой форт Форва, или Бу-Камез, на южной оконечности полуострова Макабес, примерно в 35 километрах от Зуары. Турецко-арабские войска появились только после того, как итальянцы заняли этот форт, и они успешно отбили атаку. При этом, когда итальянские моряки бросились в штыки, противник немедленно бежал. Показательно, что пешие моряки вызывали у него больший страх, чем сухопутные войска. Затем итальянцы ещё больше укрепили свои позиции на полуострове и приготовились к наступлению на Зуару с новой базы.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Итальянские моряки-десантники занимают оборону оазиса в Ливийской пустыне.

Небольшая бухта длиной 6 миль и шириной 1,5 мили служила хорошей якорной стоянкой для итальянских кораблей, и это место было выбрано в качестве базы для миноносцев.
12 апреля из Триполи прибыли итальянские военные аэростаты Р-2 и Р-3. Они провели разведку турецко-арабских позиций в Зуаре и передали итальянцам в форте Бу-Камез письменные описания сил и укреплений противника. Затем аэростаты с помощью четырех небольших якорей были закреплены рядом с итальянскими военными кораблями, с которых они снабжались газом и бензином. Проведя обслуживание, летательные аппараты вернулись в Триполи, расположенный на расстоянии 120 километров, пробыв в пути около 12 часов.
Таким образом, итальянская операция по захвату Бу-Камеза прервала транспортировку контрабанды из Туниса по прибрежной дороге на Бен-Гардан. Это вынудило контрабандистов выбрать более сложный и длинный маршрут через Дехибат-Налют, расположенный примерно на 150 километров дальше от побережья.
Хотя сообщения об операциях итальянцев в Эгейском море становились все реже, турки продолжали держать свою береговую оборону в боевой готовности, особенное внимание уделялось минным заграждениям в Дарданеллах. Турецкий флот в проливе Дарданеллы по прежнему бездействовал, стоя у берегов Нагары.
13 апреля первая итальянская эскадра, состоящая из кораблей «Витторио Эмануэле», «Рома», «Наполи» (броненосцы) и трёх броненосных крейсеров типа «Пиза», вышла из Таранто совместно с броненосным крейсером «Веттор Пизани», флагманом герцога Абруццкого, и несколькими миноносными флотилиями. Пресса сообщала, что это соединение отправится в воды Триполитании, чтобы сменить действовавшие там военно-морские силы, но на самом деле эскадра направилась в Эгейское море с целью военно-морской демонстрации у берегов Турции. Одновременно вторая эскадра вышла из Тобрука и Августы и направилась в тот же пункт назначения. В состав этого соединения входили линейные корабли (броненосцы) «Регина Маргерита», «Бенедетто Брин», «Сент-Бон», «Э. Филиберто», три броненосных крейсера класса «Гарибальди», три вспомогательных крейсера и три морских буксира.
Флот соединился в ночь на 17 апреля у острова Стамфалия, к западу от Родоса, и на следующее утро двинулся со скоростью 12 узлов в северную часть Эгейского моря, опережая флотилию эсминцев. Третья дивизия под командованием вице-адмирала Амеро д’Асте осталась в южной части Эгейского моря.
Основная часть итальянского флота прибыла в северную часть Эгейского моря в ночь на 18 апреля и перерезала телеграфные кабели между Имбросом и Дарданеллами, а также между Лемносом и Салониками и Тенедосом. На рассвете флот подошёл к Эносу. В 6:30 утра отряд вице-адмирала Виале в составе броненосных крейсеров «Пиза» и «Амальфи» направился на юг, к западному входу в Дарданеллы, чтобы выманить турецкую эскадру из пролива. Около 9 часов утра у входа в пролив был замечен турецкий миноносец, но он немедленно скрылся в проливе при приближении крейсеров «Гарибальди» и «Варезе». Затем внешний турецкий пояс береговой обороны Дарданелл открыл огонь из четырёх береговых фортов: Кум-Кале и Орхание на азиатской стороне, а также Седиль-Бахр и Эртугрул - на европейской. В этих частично достроенных в современную эпоху укреплениях было установлено 18 тяжёлых орудий Круппа калибром от 8 до 12 дюймов.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Изданная в 1912 г. карта Дарданелл на немецком языке.

Итальянские корабли открыли ответный огонь с расстояния около 8 000 метров и вели его в течение двух часов. Три корабля первой дивизии обстреливали два форта на европейской стороне, а пять кораблей второй и четвёртой дивизий вели огонь по фортам на азиатской стороне. По данным турецких источников, итальянцы выпустили 342 снаряда. Форты, особенно форт Орхание, были серьёзно повреждены. Казармы также подверглись обстрелам, и только в форте Седиль-Бахр турки потеряли 15 человек убитыми и 18 ранеными.
Турецкий огонь был неэффективным, хотя было выпущено около 150 турецких снарядов. В официальном отчёте со стороны Италии говорится, что корабли не получили никаких повреждений, и категорически опровергаются заявления Турции о том, что «Варезе» (броненосный крейсер) был подожжён турецкими снарядами.
При появлении итальянского флота турки закрыли Дарданеллы для всех судов, а все проходы в минных полях были перекрыты.
Пока основные силы итальянского флота были заняты в Дарданеллах, третья дивизия действовала на юге. Линкор (броненосец) «Эммануил Филиберто» в 5 часов прибыл утра вместе с миноносцем «Остро» к Бати, главному порту острова Самос с населением 10 000 человек, без всякого предупреждения немедленно открыл огонь по казармам, рассчитанным на 1 200 пехотинцев, и полностью их разрушил. Турецкая канонерская лодка, находившаяся в гавани, была потоплена, как утверждают итальянцы, торпедой, выпущенной с «Остро», в то время как турки заявили, что ее затопил во избежание захвата собственный экипаж. Итальянцы ушли сразу после потопления канонерской лодки.
Броненосцы «Регина Маргарита» и «Бенедетто Брин», при каждом из которых был миноносец, перерезали двойной телеграфный кабель между Родосом и Мармарисом.
19 апреля основная часть итальянского флота направилась обратно в Италию, оставив третью дивизию, усиленную кораблями «Пиза», «Амальфи» (броненосные крейсера) и несколькими флотилиями миноносцев для действий у побережья Малой Азии и дальнейшего уничтожения кабельных коммуникаций. Среди прочих объектов они уничтожили телеграфную станцию на Хиосе и станцию в Чесме, напротив Хиоса. Также были разрушены радиостанция в Гелемихе, напротив Родоса, которая ранее поддерживала связь с радиостанцией в Дерне, и телеграфная станция в Смирне. Упомянутые кабельные и телеграфные станции частично принадлежали турецкому правительству, а частично — Восточной телеграфной компании.
Итальянский флот совершил эту демонстрацию в тот день, когда в Константинополе палата депутатов (турецкого меджлиса) начала свою сессию с участием вновь избранных делегатов. По этому случаю турецкий султан обратился к ней со следующим заявлением: «Необоснованная война, которую ведут итальянцы, продолжается, несмотря на наше искреннее стремление к миру. Мы все так же стремимся к миру, но мы не можем заключить его, не обеспечив эффективную защиту наших суверенных прав».
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Крайне унылый, несмотря на воинственные заявления, султан Абдул Хамид №2 на одном из своих малоэффективных кораблей.

Итальянская пресса назвала военно-морскую демонстрацию протестом против обращения турецкого монарха к нации, поскольку содержание этого обращения было предсказуемо.
Так как через Дарданеллы ежедневно проходило шестьдесят пароходов водоизмещением в среднем 4 000 регистровых тонн, закрытие пролива нанесло серьёзный ущерб нейтральной торговле. Французские и российские судовладельцы обратились с жалобами к своим послам в Константинополе и потребовали от турецкого правительства возмещения ущерба за прекращение торговли. Однако дипломаты и иностранные правительства не спешили действовать, поскольку 19 апреля турки заявили, что Дарданеллы будут открыты для торговли, как только минует непосредственная угроза дальнейших нападений со стороны итальянцев.
Но открытие Дарданелл было отложено, поскольку некоторые итальянские тяжелые корабли и эсминцы продолжали действовать в Эгейском море.
Турки давно ожидали нападения итальянцев на Дарданеллы, они были полностью готовы дать отпор, и, следовательно, итальянская атака не нанесла серьёзного ущерба и не вызвала паники среди населения.
Спекулянты попытались поднять цены на продовольствие, в ответ на что власти Константинополя опубликовали указ о том, что на государственных складах имеется достаточное количество провизии и что на рынках его достаточно. "Все лица, причастные к попыткам поднять цены на продовольствие, будут незамедлительно привлечены к ответственности в соответствии с военным положением", - заявили они.
16 апреля представители великих держав обратились к Блистательной Порте с вопросом о том, на каких условиях Турция согласится на переговоры о мире. Ответ Турции по существу был таким же, как и обращение к парламенту от имени престола.
После того как контр-адмирал Уильямс сложил с себя полномочия по реорганизации турецкого флота, его сменил действующий британский контр-адмирал Лимпус. Он прибыл в Константинополь в конце апреля со штатом британских офицеров для обучения турецкого флота.
Итальянская блокада в Красном море тем временем была расширена примерно в два раза по сравнению с прежними границами и, как было объявлено, охватывала восточное побережье Аравии на расстоянии 83 морских миль, от 14°30' северной широты до 15°50' северной широты, и включала порты Ходейда с населением 2 000 человек, Лохейя с населением 45 000 человек и остров Камаран. Нейтральным судам было разрешено покинуть эти порты в течение пяти дней после объявления блокады. Нейтральные суда, занимающимся перевозкой паломников в Мекку, могли посетить санитарную станцию на острове Камаран при условии, что они пройдут южное побережье этого острова под эскортом итальянского корабля блокады. Итальянское командование придавало большое значение тому, чтобы блокада не прерывали паломничества в Мекку.
После возвращения «Калабрии» в Италию, в Красном море у итальянцев к середине апреля оставались следующие военно-морские силы: четыре бронепалубных крейсера — флагманский «Пьемонт», «Апулия», «Лигурия» и «Эльба»; минные крейсера — «Аретуза» и «Капрера»канонерские лодки «Вольтурно» (старый парусно-паровой корвет) и «Говерноло»; гидрографический корабль «Стаффетта» и четыре эсминца — «Артильери», «Берсальере», «Гранатьери» и «Гарибальдино».

Итальянские военные операции в Африке.
В апреле 1912 г. в итальянских военных операциях наступило относительное затишье. Турецко-арабские войска по-прежнему атаковали все прибрежные города, занятые итальянцами, но неизменно терпели поражение, не сумев прорвать итальянскую оборону. Фанатичная атака на Мирса-Тобрук была отчаянной, но плохо спланированной и потерпела катастрофическое поражение. Энвер-бей заявил о победе при Дерни, но итальянцы, чьи позиции не были прорваны, с этим не согласились. Итальянцы не продвигались вглубь территории, и в ближайшее время такое продвижение казалось маловероятным.
Экспедиция против Зуары, о которой говорилось в разделе о морских операциях, была самой важной из всех итальянских операций в Африке в апреле.
Самолёты и аэростаты совершали частые разведывательные полёты и иногда сбрасывали на противника бомбы, о результатах чего поступали противоречивые сведения.
19 марта была введена в эксплуатацию железная дорога из Триполи в Айн-Зару, а полевая железная дорога в Гаргареш находилась в процессе строительства.
Тем не менее, турецко-арабские силы во внутренних районах страны постоянно пополнялись, и, по общим оценкам, перед Триполи у них было от 15 000 до 20 000 бойцов. В Киренаике у турок было около 40 000 солдат, но итальянцы превосходили их по численности. В Киренаике арабские отряды были временно ослаблены из-за того, что многие из ополченцев уехали обрабатывать свои поля во внутренних районах страны. Арабы по-прежнему были полны решимости продолжать войну, и сообщения о том, что они испытывают боевую усталость, не имеют под собой оснований.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). NesetBey.png
Еще одна реалия Триполитанской войны - расправа итальянцев над арабскими партизанами. Считается, что в ходе репрессии колонизаторов было казнено и убито не менее 10 тыс. человек.

Двадцать три тысячи итальянских резервистов 1888 года рождения были освобождены от действительной военной службы в Африке; однако их возвращение домой затянулось, что вызвало недовольство в Италии. В апреле в Неаполе собирались новые войска, которые должны были заменить этот контингент в Африке.
В регионе Красного моря антитурецкий арабский повстанческий лидер Саид Идрис по-прежнему сотрудничал с итальянцами. Согласно последним сообщениям из турецких источников, он потерпел сокрушительное поражение от турок, но это не подтверждено.

Военно-морские операции.
17 апреля итальянский флот организовал базу для всех вспомогательных судов итальянского флота, действующих в Эгейском море, на острове Астропалия, где проживает около 2 500 человек. Вспомогательные суда включали в себя транспорты, угольные баржи, плавмастерские, танкеры и корабли с боеприпасами. 28 апреля итальянцы захватили остров, высадив с кораблей «Пиза» (броненосный крейсер) и «Арнольд» десант численностью 250 моряков и взяв в плен турецкий гарнизон из семи человек. Большая открытая бухта на южном побережье острова была превращена во временную военно-морскую базу, и все суда, захваченные итальянскими миноносцами в Эгейском море от Крита до Эноса, направлялись сюда для рассмотрения их дел призовыми судами.
Результативность итальянской морской бомбардировки 19 апреля в Дарданеллах оспаривается. Однако установлено, что тяжёлые корабельные орудия, стрелявшие с расстояния 7 000 метров по фортам, нанесли серьёзный ущерб, и, так как турецкие батареи часто меняли позиции, итальянцы выпустили больше снарядов, чем турки. Итальянские корабли, возможно, получили незначительные повреждения такелажа, но серьёзных попаданий не было.
Однако эффект от демонстрации итальянского флота оказался гораздо более разрушительным для российской торговли через черноморские порты.
20 апреля правительство России выразило протест Высокой Порте в связи с закрытием турками Дарданелл и нарушением Берлинского договора в ущерб российской торговле. Указывалось, что этот акт нанёс серьёзный ущерб экспортной торговле на Чёрном море, объём которой составляет около 315 000 000 долларов в год, или около 43 % всего экспорта России. Поставки зерна, руды, угля и нефти были прекращены. Торговля зерном сильно пострадала, убытки только в Одессе оцениваются в 300 000 рублей, а общие потери составляют полтора миллиона рублей. Это зерно должно было отправиться в Италию, на юг Франции, в Швейцарию, Бельгию, Англию и Западную Германию. Задержка с вывозом угля была очень серьёзной проблемой, так как торговля углём из месторождений на Дону (ныне Донбасс) началась совсем недавно и была крайне необходима Европе из-за забастовок шахтёров в Англии.
В конце апреля 20 грузовых пароходов были вынуждены ждать в черноморских портах вместе с четырьмя пассажирскими пароходами Русского пароходства, одним пароходом Русского добровольческого флота и 15 парусными судами. Шести пассажирским пароходам и одному грузовому пароходу было отказано во входе в порт. В середине мая в российских черноморских портах скопилось уже около 150 пароходов, груженных зерном, углем, рудой, нефтью, древесиной и т. д., которые ждали прохода через Дарданеллы.
Расходы каждого из этих судов составляли от 200 до 400 рублей в день.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). scale_1200.jpg
Порт Одессы, 1912.

Турецкое правительство ответило на протест России, заявив, что Дарданеллы не могут быть открыты, пока поблизости находятся итальянские военно-морские силы. Однако в начале мая оно уступило давлению держав и после долгих проволочек 19 мая наконец открыло Дарданеллы.
Прежде чем суда могли безопасно пройти через пролив Дарданеллы, необходимо было обезвредить 60 мин в минных заграждениях. Они были обезврежены с большим трудом, и на расчистку фарватера ушло десять рабочих дней. Один из турецких минных тральщиков, буксир «Семендар», подорвался во время работы с минами в Дарданеллах. В результате этого происшествия утонули восемь гражданских служащих и 15 военных.
Пассажирский пароход «Техас» компании «Американский архипелаг» также подорвался на мине при выходе из гавани Смирны. В результате взрыва мины он затонул нестолько быстро, что только половина находившихся на борту людей была спасена шлюпками с других судов, которые немедленно пришли на помощь.
Британской торговле из-за закрытия Дарданелл тоже был нанесён серьёзный ущерб, но виконт Морли отметил, что Турция имела право закрыть пролив в соответствии с Парижским договором 1856 года, Лондонским договором 1871 года и Берлинским договором 1878 года, поскольку итальянские военно-морские силы угрожали безопасности Константинополя. Необходимость нейтралитета Англии была подчеркнута в парламенте в силу большого количества британских подданных среди мусульман и их интересов, а также из-за давней традиционной дружбы Англии с Италией.
Между тем итальянцы решили усилить давление на Турцию, захватив другие острова в Эгейском море, в частности остров Родос.
Этот остров находится примерно в десяти милях от побережья Малой Азии. На нём проживало 26 000 человек, в том числе 17 000 греков. Турецкий гарнизон состоял примерно из 1 000 пехотинцев и артиллеристов. Он был усилен ополчением из 10 000 местных мусульман. Во внутренних районах острова находились склады с продовольствием и боеприпасами. Командовал турками майор Абдулла.
Итальянское экспедиционное соединение для завоевания Родоса состояло примерно из 9 000 солдат, трёх пехотных полков, два из которых были отправлены из Бенгази, а один — из Тобрука; одного батальона берсальеров, ранее расквартированного в Триполи, а также нескольких небольших подразделений лёгкой полевой артиллерии, кавалерии, санитарных отрядов и обоза. В состав обоза входили парк аэростатов и авиационная техника. Экспедицией командовал генерал-лейтенант Амеглио, недавно получивший повышение за "выдающиеся заслуги" в Бенгази.
Первой и третьей дивизиям флота было поручено сотрудничать с армейским экспедиционным корпусом при захвате Родоса. Первая дивизия под командованием вице-адмирала Виале 30 апреля вышла из Таранто и направилась на Родос через временную базу в Астропалии. В Тобруке было собрано несколько транспортных судов, корабли третьей дивизии флота и флотилия миноносцев для сопровождения экспедиционного конвоя. Воды в окрестностях острова Родос тем временем патрулировались миноносными силами, и значительное число турецких парусных судов было захвачено в качестве трофеев. 1 мая миноносцы перерезали между Скарпанто и Кандией телеграфный кабель, соединявший Родос с материком, так что остров остался без кабельной связи. Турецкие донесения передавались с помощью световых сигналов, но этот способ связи часто прерывался, особенно ночью, из-за контрдействий итальянских прожекторов.
Итальянские экспедиционные силы в сопровождении третьей дивизии флота под командованием вице-адмирала Амеро покинули Тобрук в полдень 4 мая и прибыли к городу Родос в ночь на 5 мая.
Пока корабли первой и третьей дивизий демонстрировали силу перед городом, транспорты в сопровождении миноносцев направились в бухту Калифея, расположенную в десяти милях (ок. 16 км) к югу от города на восточном побережье острова. Войска высадились 4 мая с 4:00 до 14:00, не встретив сопротивления, и в 14:00 начали наступление на город с юга.
Безымянный.jpg
Итальянские десантники высаживаются на Родосе.

Небольшой отряд турецких войск, в полдень вышедший из города, чтобы противостоять захватчикам, был накрыт огнем корабельной артиллерии на плато Смит и быстро рассеян; по нему стреляли 11 итальянских кораблей.
Итальянские войска в 19:00 остановились примерно в 2 километрах от города и заночевали на этой позиции. Итальянские военные корабли всю ночь освещали город прожекторами. Потери в стычках к этому моменту были незначительными. Итальянцы официально сообщили о семи раненых. Ночью турецкие войска небольшими отрядами отступили к западному побережью острова через Трианду.
Как только итальянские войска высадились в заливе Калифея, вице-адмирал Виале отправил офицера к исторической Родосской стене, и он в средневековом стиле под звуки военных труб потребовал сдать остров. Вали (губернатор) заявил, что не может противостоять силе оккупантов, но не имеет власти над турецким гарнизоном, и отклонил требование. На следующее утро адмирал снова потребовал сдать город, пригрозив, что, если требование не будет выполнено в течение часа, он начнёт бомбардировку городских кварталов. После этого остававшийся там представитель турецкого правительства сдался, и 5 мая в 10 часов утра итальянская армия и флот вступили в город.
Вали Родоса, который также являлся губернатором всего архипелага от Тенедоса до Скарпанто, был схвачен 7 мая в гавани Линдоса итальянским эсминцем «Остро», когда он вместе с другими турецкими чиновниками собирался покинуть остров. 8 мая он и его спутники вместе с 117 другими турецкими военнопленными были отправлены в Таранто - опять же в "историческом стиле", закованными в цепи. Итальянское командование явно разыгрывало на Родосе какой-то спектакль по мотивам средневекового прошлого острова.
Турецкому гарнизону не удалось бежать с Родоса благодаря бдительности итальянских миноносцев. Они засекли колонну турок в районе Пситоса, в долине близ горного хребта, который пересекает остров, примерно в 18 километрах к юго-западу от города Родос.
15 мая генерал Амелио начал наступление на турок в Пситосе. Он повёл подразделения двух полков с северо-востока и востока. Итальянский десант также высадился с кораблей в Калаварде, в 30 километрах к юго-западу от города Родос, и в бухте Малона, в 33 километрах к югу от Родоса.
Таким образом, турки были атакованы с трёх разных сторон, в то время как линкор (броненосец) "Сент-Бон" обстреливал единственный доступный путь к отступлению, ведя огонь поверх горных вершин.
После отчаянного девятичасового сражения турки были разбиты, и в долине остались 83 убитых и 26 раненых. Итальянцы заняли Пситос и провели там ночь. На следующее утро турецкий командующий сдался. Гарнизон острова из 983 человек, включая офицеров, был взят в плен. В знак признания выдающейся храбрости турецким офицерам было позволено сохранить свои знаки отличия. Основная часть итальянских войск затем вернулась в город. Итальянцы официально сообщили, что в ходе боя они потеряли всего 4 человека убитыми и 26 ранеными.
Итало-турецкая война на море, 1911-12 гг. (часть 4). uniformconstit.jpg
Итальянская пресса смакует капитуляцию турецкого гарнизона на Родосе.

Остров Родос был объявлен в морской блокаде, за исключением порта города Родос, торговля через который могла осуществляться под контролем итальянских властей.
Бывший итальянский консул в Салониках Бивальда был назначен губернатором Родоса.
В период с 8 по 20 мая корабли дивизии заняли небольшие острова Эгейского архипелага между Критом, Родосом и Самосом. Они подняли флаг над этими островами и взяли в плен всех чиновников и небольшие турецкие гарнизоны, которые там обнаружили.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Ура!!! На ОЗОНЕ уже объявили предзаказы на книгу! На склад должна поступить в самом начале декабря. К Новому Году успеваем идеально. ) Кому надо - сюда тыц   КУПИТЬ "ПРО ПРОВАНС" А я буду нервничать-нервничать-нервничать!  Она будет ...
Ну что...продолжение подарочной темы...В прошлом году я шиканула и часть курса в театралке оплатила деньрожденными деньгами, в этом так же решила-всё равно,всё уйдёт на хозяйство, а книги-наклейки разные я могу и в рабочем порядке себе покупать...поэтому, надо дальше учиться. К ...
Сегодня в этом доме на набережной Фонтанки находится одна из основных театральных площадок Петербург-концерта. Здание было построено архитектором Л. Руска в 1805—1808 годах для купца Ф. Ильина как жилой дом в стиле классицизма. Дочери Кочневых, последних владельцев дома перед ...
Приветствую вас, дорогие друзья! Сегодня хотелось бы в качестве бонуса к рассказу о строительстве Тестовской (Москва-Сити), добавить небольшой рассказ о подъездном пути ОАО «Московский мельничный комбинат № 3», по которому мы прогулялись сразу после стройплощадки. Вообще, надо ...
Стоило мне вчера высказать беспокойство, что она чересчур дружелюбная и покладистая: совершенно спокойно себя ведет, когда входишь к ней в вольер для уборки или кормежки. Ее даже фиксировать не требуется, чтобы покормить - сама запрокидывает ...