История транспорта: Железные дороги в Великобритании

топ 100 блогов ru_railway17.05.2018

Оригинал здесь

В связи с плохим пониманием (или незнанием) истории современными урбанистами, редакция решила открыть рубрику "История транспорта", дабы предупредить современников, что худшее, что вы можете делать с транспортом - концентрировать в руках государства. Раз за разом после принудительной национализации транспортных систем (порой даже не выплачивали деньги, просто отбирали) происходили ужасные процессы: ухудшение качества, увеличение ЧП, аварий и прочих неприятных вещей. Из-за этого многие системы ОТ были закрыты. Вот же ирония: отбирали чтобы сделать лучше для людей, а в итоге просто уничтожали - в духе этатизма.

Начнем с общей истории ЖД в Великобритании, а в следующих постах будет более узкий разбор и другие виды транспорта. Англичане (интеллигенция) очень любили Адама Смита, что вылилось в политику Laissez-faire (невмешательство государства в экономику). Империя не говорила как проектировать, как строить, как управлять И.Т.Д. (показательно, что именно в этой стране появлялось большинство технических новинок). Единственное, что было нужно капиталисту от государства - получить разрешение парламента (с этим проблем не было) или выиграть концессию. Были трудности с отчуждением земель, но для этой темы нужен отдельный пост. 

Так как государство имело минимальные рычаги давления, единственным "регулятором" отрасли была "невидимая рука" рынка. Транспорт появлялся и позже существовал, где на него был спрос (что логично (жаль немногим)). Денег империи в отрасли не было, всем заправлял частный капитал. Никаких субсидий, поддержек и прочей чуши, которая только продлевает "жизнь" ненужной потребителям системы. 

Каналы и обычные повозки между Ливерпулем и Манчестером (крупные промышленные города) не справлялись с ростом производства, поэтому цена за перевозку грузов пошла вверх. Капиталистам и торговцам был нужен конкурент и новые провозные мощности. Первая железная дорога, на которой использовались только паровозы, была открыта в 1830 году между этими городами. 

История транспорта: Железные дороги в Великобритании

Построенная исключительно на частные деньги фирмой Liverpool and Manchester Railway дорога имела неслыханный успех, и в стране начался бум строительства. Появлялись новые частные компании, пути опутывали всю страну. 

К сожалению, начался рост левых движений в Европе. Рабочие (в связи с необразованностью) думали, что капиталисты их дурят. В сфере транспорта это выливалось в ОГРОМНЫЕ ГРАБИТЕЛЬСКИЕ ТАРИФЫ, ЗА СЧЕТ КОТОРЫХ БУРЖУА НАЖИВАЕТСЯ НА БЕДНОМ НАСЕЛЕНИИ. Пролетарий не слышал ни про ценообразование, ни про конкуренцию, ни про спрос и предложение. Парламент начал идти на поводу у рабочих. Вводились регулятивные документы, устанавливались государственные тарифы (в связи с чем началось сокращение перевозки товаров с регулируемыми тарифами и уменьшение количества вагонов третьего класса, вот же помощь от государства). 

В 1914 году началась Первая мировая война. Государство установило полный контроль над транспортом в стране. Этатисты высосали все соки из транспорта во время войны, а после окончания вернули владельцам. Инфраструктура была в катастрофическом состоянии, многие фирмы объявляли о банкротстве. В 1921 году был принят закон (Grouping Act), который объединял больше сотни компаний в четыре. Одной из причин насильного объединения называлась ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ. Так зачем тогда были регулирования и государственное тарифообразование? Началась стагнация отрасли, подогреваемая новой забавой этатистов: строительство дорог для личных авто за счет бюджета (скрытое субсидирование производителей автомобилей и автобусов). Этатисты видели как ОТ погибает, и в 1933 решили провести эксперимент: создать орган, который будет регулировать весь транспорт. Так в Лондоне появилась London Passenger Transport Board. Без разрешения этого органа нельзя было строить что-то похожее на транспорт и перевозить пассажиров. С началом Второй мировой войны история снова повторилась. После войны к власти пришли лейбористы во главе с Эттли, и был принят The Transport Act 1947 (c. 49). Весь транспорт национализировали. ЖД "четверку" в 1948 году объединили и создали British Rail. Пошли субсидии, закрытия неэффективных веток, рост тарифов и аварий. Великобритания начала сдавать позиции, некогда великая империя из-за социализма оказалась на грани экономического краха. В 90-ые годы проводилась приватизация, которая спасла железные дороги. К сожалению, транспорт был передан в частные руки недостаточно, государство не перестало играть огромную роль в транспорте и создает очень много проблем, о которых будет говориться в отдельных постах.

История транспорта: Железные дороги в Великобритании
Годовой пассажиропоток в Великобритании
История транспорта: Железные дороги в Великобритании
В Великобритании заметный рост пассажиров на ЖД, в отличие от стран с монопольным оператором
История транспорта: Железные дороги в Великобритании
Жертвы на миллиард пассажирокилометров. Англия лидер по безопасности, по сравнению со странами с монопольным оператором

Спасибо за внимание.


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
        "Liberté, Egalité, Fraternité") - лозунг Великой франц. революции. Сформулирован на основании Декларации прав человека и гражданина 1789. Я бы еще добавил - справедливость. Какие прекрасные слова. Достижимы ли они в нашем обществе? Думаю, что да. ...
История - и смех, и грех. Ходили вчера в гости к другу мужа. Он женился год назад, хотели поздравить с годовщиной свадьбы. Тем более, что он сам накануне звонил, приглашал. Приходим. Друг дома один, жены нет, говорит - вернулась к маме. Стали выяснять, что случилось. Впрочем, мужчина ...
В ынесено из комментариев по просьбе автора: Мой муж никогда не поднимал тему того, что он больше зарабатывает, и, значит, освобождается от домашних обязанностей. Это касалось только субботы, когда он выходит на работу по своему желанию, и, по его мнению, имеет право на воскресную рыбал ...
22 октября 1988 году, после проведенной модернизации, USS Wisconsin (BB 64) был повторно введен в строй. Помимо всякого стреляющего великолепия, размещенного в ходе модернизации на борту, на корабле были размещены 8 БЛА RQ-2 Pioneer для корректировки стрельбы орудий главного ...
Привет, тролли! ...