История СССР в натюрмортах

топ 100 блогов foto_history29.07.2023 Что за историческую эпоху отразил автор на этом натюрморте?
Понятное дело, тут можно даже не заглядывать в дату написания картины, всё предельно ясно и так, и по содержанию картины, и по стилю: военный коммунизм.

История СССР в натюрмортах
Давид Штеренберг (1881—1948). Натюрморт с селёдкой. 1917—1918

Сразу же вспоминается ещё более известная «Селёдка» Петрова-Водкина, написанная тогда же, о том же и в близком новаторском стиле:

История СССР в натюрмортах
Кузьма Петров-Водкин (1878—1939). Селёдка. 1918

А за стиль Штеренбергу потом влетело, ох, и влетело, когда в 1936 году экс-меньшевик Давид Заславский и другие начали в «Правде» бой против «формализма» в искусстве. Историк искусства Владимир Кеменов (1908—1988) писал в той же «Правде»: «Образцом формалистического самодовольства могут служить нуднообразные работы Д. Штеренберга. Автор всё ещё не решается покинуть своё «субъективное видение», выраженное в «селёдках», «простокваше»... и заслужившее пышные дифирамбы некоторых апологетов формализма».

Однако за военным коммунизмом последовал нэп, и там на натюрмортах открылись совсем иные перспективы, иные дали.

История СССР в натюрмортах
Илья Машков (1881—1944). Снедь московская: мясо, дичь. 1924.

Да, это точно нэп! Одна из газет писала о Машкове: «Его выступление с «Московской снедью» произвело сенсацию и как бы навсегда упрочило за ним первое место среди современных натюрмористов».

Когда разглядываешь московскую снедь на полотне Машкова, приходит на память нашумевший в 1922 году очерк известного народнического публициста Владимира Тана-Богораза (1865—1936) «Чрево Москвы» о раннем нэповском рынке:
«Три дня езжу с Сухаревки на Смоленский и с «Зацепы» на «Трубу» и не могу насытить своих голодных глаз обилием пищи, снова взлелеянной, всхоленной и вынесенной на торжище для человеческой потребности.
Рыба, рыба. Целые севрюги, осетры. Сухие снетки и лещи. Резанные головы наложены грудою.
Свинина, баранина. Жирная говядина. На десятичных весах горою навалены телячьи туши, ещё целые, в шубах. Когда-то на войне я видел: так же точно валили человеческие трупы. Нет, лучше пусть будут битые телята, чем битые люди. А вот и ободранная туша, белая от сала. Пухлые гладкие почки, как женские груди. Сальная рубашка, обтянутая, как трико. [...] Откормленный телец — это символ урожая и больше того: это символ и залог раскормленного сытно младенца. Смешно сказать, но я чувствую, будто из этой груды мяса восходит какая-то буйная сила, стихийная и пьяная и заражает меня. И хочется петь и смеяться или протянуть руки и благословить дары земные: «Пошли, Боже, урожай на всякую живую скотину, двуногую и четвероногую!»

История СССР в натюрмортах
Владимир Тан-Богораз (1865—1936)

Очерк Тана был опубликован в независимом журнале под эпатирующим в тот момент названием «Россия» (Ленин определил журнал как право-сменовеховский) и произвёл впечатление на образованную публику. Лидер сменовеховцев Николай Устрялов с усмешкой писал: «С грустью обязаны признаться люди «чистой мысли», философы и вообще «критически-мыслящие личности», что сейчас в России — не их время. Там теперь, — словно в организме после кризиса: волчий аппетит, «жажда жизни неприличнейшая», — как говорил Митя Карамазов, — радостное, животное чувство возвращающихся сил; всё элементарно, грубо, стихийно. Рафинированный эстет Н.Н. Русов, захлёбываясь, описывает арбатскую баню, а восторженный народнический интеллигент Тан, — гроздья бараньего сала на Смоленском рынке. Нэпманы, «кустари», «чумазый»... Куда уж тут — «критические мысли»! До них ли? Переварит ли их только что преодолевший смерть организм?».

Да, преодоление смерти, «жажда жизни» — вот на самом деле лейтмотив, который водил что пером Тана-Богораза, что кистью Машкова. Но вернёмся к натюрмортам...

В том же 1924 году происходят и другие крупные события, которые тоже отражаются на натюрмортах.

История СССР в натюрмортах
Фёдор Богородский (1895—1959). Памяти В.И. Ленина. Натюрморт. 1932

История СССР в натюрмортах
Владимир Малагис (1902—1974). Траурный натюрморт. 1924

Другой ленинский натюрморт 1920-х, только уже не такой скорбный:

История СССР в натюрмортах
Александр Куприн (1880—1960). Ленинский натюрморт. 1927

А Владимиру Малагису, видимо, полюбился жанр траурного натюрморта, вот и ещё один его кисти:

История СССР в натюрмортах
Владимир Малагис. На смерть Клары Цеткин. 1933

А это снова Илья Машков, он с радостью встречает уже не нэп, а неонэп, когда после «полосы трудностей» 1928—1934 годов вновь расцвела советская торговля и наполнились прилавки магазинов.

История СССР в натюрмортах
Илья Машков (1881—1944). Советские хлебы. 1936. Все эти хлебы художник рисовал с натуры, некоторые (например, в форме герба СССР) были испечены по его специальному заказу. Машков посвятил им две картины под общим названием

История СССР в натюрмортах

Тот же Машков натюрмортом приветствует в 1934-м XVII съезд ВКП(б) — съезд победителей.

История СССР в натюрмортах

А это уже зенит, расцвет неонэпа предвоенных лет, и едва ли не все парфюмерные радости прекрасной половины населения собраны на этом холсте воедино:

История СССР в натюрмортах
Павел Кузнецов (1878—1968). ТЭЖЭ. 1938

Маленький рай с волшебными ароматами, да и только! На одном отдельно взятом столике, конечно. :)
ТЭЖЭ — это не что иное, как трест «Жиркость», «Трест Эфирно-Жировых Эссенций», выпускавший парфюмерную продукцию — духи, одеколоны, пудры, кремы, губную помаду, душистое мыло и т.д., но эти буквы расшифровывали и более возвышенно-романтично: «Тайны Женщины», например. Или «Товары для Женщин». Рекламный слоган тех лет: «В каждой квартире, в любом этаже знают достоинства марки ТЭЖЭ». Шутливые стихи:
На губах ТЭЖЭ,
На глазах ТЭЖЭ,
На бровях ТЭЖЭ.
Целовать где же?..


Возможно, один из наиболее известных натюрмортов, посвящённых Победе, работа 1945 года Мартироса Сарьяна (1880—1972):

История СССР в натюрмортах

У некоторых встречала непонимание такая лаконичная простота, которой художник отразил Победу. К тому же все цветы, изображённые на полотне, срезаны, а значит, неизбежно увянут... хотя сын автора, которому он и посвятил произведение, с фронта вернулся живым. Однажды кто-то из писателей, посетивших мастерскую, спросил у Сарьяна:
— Победе советского народа вы посвятили полотно, на котором изображены только цветы. Неужели вам не хотелось написать лица ликующих, счастливых людей, добившихся, наконец, победы?
— Конечно, хотелось, — ответил Сарьян. — Мне казалось, я передал счастье советских людей, тишину, наступившую после войны, и вечную красоту природы.
Потом художник с искренним сожалением спросил:
— Неужели мне это не удалось?

...Но время, между тем, бежало, и в 1950-е наступила следующая эпоха — оттепель. И одним из её знамений стала новая ступень искренности на живописном холсте. Вот революционный натюрморт эпохи «оттепели»:

История СССР в натюрмортах
Андрей Васнецов (1924—2009). Натюрморт с чёрной курицей. 1955

После слащавой, как считали художники того поколения, советской сталинской живописи 30-х и 40-х годов такая невероятная простота, предельный аскетизм цветовой палитры — «чёрное на чёрном», по выражению автора — действовали, как... ушат ледяной воды за шиворот глоток свежего воздуха. На газете, на которой лежит курица, написано, между прочим, «Реализм».

Что же касается более поздних работ... то, как сказал поэт:
Ходить бывает склизко
По камешкам иным,
Итак, о том, что близко,
Мы лучше умолчим.

Потому что натюрморты более поздних эпох анализировать с тем же беспристрастием я пока, пожалуй, не готов. Так что остановимся на этом... :)

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вы уже начали учить коран? Ведь ваша мечта о победе ИГИЛа* вчера стала на милю ближе к вам. А в ИГИЛе* ребята такие: не знаешь коран - голову с плеч. Прелюбодействуешь, пьёшь водку, не любишь Пророка, да благословит Его Аллах, - секирбашка и нафиг с пляжа. Турецкого, египетского, тунисског ...
Представьте себе, что вы первый человек, который должен ступить на Марс. Прямой эфир. Миллиарды зрителей прильнули ко всему, что передает картинку. Все ждут ваших первых слов. Любая ваша фраза сразу попадет в историю и будет миллионы раз ...
. Был у меня в жизни такой период, когда я работал в Шкловской Исправительной Колонии... Сокрашчонно - ИТК. Я работал там два года: с 1983-го по 1985-й. В официальной биографии служба ветухаем на зоне у меня записана так: "заместитель директора комбината стройматериалов в Шклове." ...
В последнее время в соо игривейшее настроение присутствует. Литературные вечера и "хруст французской булки", разговоры о зоофилии. Ну а я же решила сделать три-в-одном: провести литературный вечер, посвященный сексу с. И контрольный: Терри Пратчетт Песня про Ёжика ...
За окном, на земле, всё белое от выпавшего снега, я шла млела внутри себя - вот теперь правильная, со снегом, зима. И мороз в -3 почти не чувствуется, а без снега даже такой слабый мороз казался очень сильным и кусачим. Шла легко, как по мягкому (но холодному) одеялу и наслаждалась. Вот ...