История российской парфюмерной компании "А. Ралле и Ко"
Мурзилка — 23.01.2011 В прейскуранте известной парижской фирмы «Е. Пино» значилось 80наименований духов, а отечественная «А. Ралле и Ко» производила 675
наименований парфюмерных товаров. Компания имела 60 высших наград на
выставках. Многие современные парфюмерные фирмы могут только
позавидовать подобному успеху. О российской парфюмерной компании «А.
Ралле и Ко» и пойдёт речь в этой заметке.
В начале лета 1843 года в Москве на Вятской улице французским подданным,
купцом Альфонсом Антоновичем Рале была построена парфюмерная фабрика
Ралле. До этого времени в России существовали так называемые помадные
заведения и небольшие парфюмерные лаборатории, которые в основном
производили спиртовые эссенции, косметические мази и кремы. В строгом
смысле они не могли быть отнесены к парфюмерным изделиям, поэтому именно
с 1843 года можно вести отсчёт существования российской парфюмерной
промышленности.
Тогда на производстве трудилось всего сорок рабочих. А мощность
определялась одной-единственной паровой машиной. Сфера интересов нового
фабриканта — дорогая косметика. Ее номенклатура включала духи,
одеколоны, туалетное мыло, помады, пудру. Разработкой рецептуры
занимались приглашенные из-за границы парфюмеры. Сырье доставлялось
оттуда же, из Франции и Италии.
Рекламный лист товарищества высшей парфюмерии «А.Ралле и Ко».
Парфюмерия «Царский Верескъ» Одеколон — 1 рубль за флакон. Духи в футляре — 3 рубля.
Маленькое производство разрослось к 1855 году до 22 строений в
Теплом переулке, «Товарищества стеариновых свеч», мыловаренной фабрики и
парфюмерного цеха. Продукция Ралле (духи, помада, пудра, мыло) быстро
обрела популярность.
Магазин А. Ралле
В том же 1855 году компания добилась престижного звания поставщика Двора
Его Императорского Величества. Дополнительным слагаемым успеха стало
то, что в правление образовавшегося «Торгового дома А. Ралле» вошёл
владелец хрустального завода Фридрих Дютфуа, облачавший душистую
продукцию в оригинальные флаконы. Отлично организована была и система
сбыта: многочисленные агенты распространяли «парфюм» даже среди вельмож
Ближнего Востока.
Рекламируя свой товар, Ралле выпускал «Энциклопедию женских рукоделий», в
которой подробно рассказывал о качестве и преимуществах своей
парфюмерии. Реклама гласила, что в магазинах товарищества Ралле можно
приобрести «….более ста запахов цветочного о-де-колона во флаконах по 60
копеек и по 1 рублю.» Любителям ароматов предлагались знаменитые
«Нильская лилия», «Букет Наполеона», «Русская фиалка», «Серебристый
ландыш», «Источник любви» и еще несколько десятков романтических
названий. В последних новостях можно было прочитать, что в продаже
появился новый «божественный аромат».
Компания развивалась и потребовалось основать новую фабрику. В 1899 году
новое здание фабрики было построено в Бутырках по проекту
академик-архитектора Оскара-Жана Францевича Дидио. Предприятие было
оборудовано по последнему слову тогдашней техники. Оно имело средства
механизации, электричество, лифт, паровые машины, телефон. Основной
корпус сохранился и до настоящего времени: в нем сейчас размещены
мыловаренное и косметическое производства.
Одновременно на юге России были заложены плантации для выращивания
эфиромасличных культур и получения душистых веществ. Столь необходимое и
дорогое сырье теперь не привозилось из-за границы, а выращивалось в
России. С 80-х годов XIX столетия начинается выпуск модных цветочных
одеколонов, которые принесли Товариществу огромные прибыли.
Анютины глазки
У продукции компании была и особенная упаковка. Так, кусок мыла
заворачивался в несколько оберток, между которыми помещалась так
называемая программа — рекламный проспектик. А наружная упаковка
дополнялась двумя печатями по краям и скреплялась двумя марками.
Добротность продукции была сразу очевидна, опять же, подобное оформление
препятствовало подделкам.
В конце 19 века к работе в компании приступил Эрнест Бо (1881-1961),
сын руководителя компании Эдуарда Бо. Вот отрывок из его воспоминаний:
Я начал свою работу в 1898 году в Москве. Мой старший брат был тогда
администратором у Ралле, одного из самых крупных русских парфюмеров. До
самой демобилизации я изучал во Франции сначала производство мыла,
потом, по возвращении в Россию в 1902 году, занялся чистой парфюмерией.
На этом большом предприятии работало 1500 рабочих. Фабричное
оборудование и социальная организация были совершенны по тому времени.
Дому приходилось приспосабливаться к чрезвычайно обширному рынку
(180-миллионная Россия, Китай, Персия, Балканы и т. д.) и считаться со
вкусами русских женщин в использовании духов и предметов роскоши. Полные
поезда увозили во все стороны света туалетное мыло, рисовую пудру,
одеколон и духи. Вероятно, в связи с этим успехом, возобновляя после
русской революции дело Ралле в местечке Ля-Боюа на юге Франции, мы
установили здесь поворотный круг, соединенный с железной дорогой. С 1902
года наш технический директор Лемерсье стал обучать меня парфюмерному
искусству. С радостью воздам я ему дань глубокого почитания за его
артистизм и блестящие технические навыки. Все в нем было оригинально,
начиная с его манеры жить и одеваться. Это был великий новатор, никогда
не соглашавшийся следовать привычным меркам и отчетливо предвидевший все
новое, что химия и производство натуральных продуктов внесут в
парфюмерию, содействуя ее расцвету".
В 1907 году Эрнест Бо меняет Лемерсье на его посту и становится
ведущим парфюмером "Ралле". Вместе с братом он входит в состав правления
товарищества. Новый пост дал Бо возможность большой творческой свободы.
Русский эмигрант К. Веригин так вспоминал о Эрнесте Бо:
Эрнест Бо, - писал он, - как и его учитель, разыскивал неизвестные
еще продукты и употреблял их в самых замечательных и неожиданных
комбинациях. Сменив Лемерсье, он стал первым парфюмером у Ралле. Для
этого Дома он создал целый ряд духов, основанных на экстракте Tsarsky
Veresck; потом, в 1912 году, к празднованию столетия Бородинской битвы
он выпустил Bouquet de Napoleon, имевший, по собственным его словам,
невероятный успех. Думаю, что причина этого успеха в его большой любви к
Наполеону и в преклонении перед той эпохой, которую он особенно хорошо
изучил. Таким образом, в создании Bouquet de Napoleon сила любви играла
очень большую роль, облегчала работу, обостряла талант. И всю свою жизнь
Э. Бо оставался верен Императору. Иногда, чувствуя, что сумел верно
передать то, что искал, и будучи в особенно хорошем настроении, он
принимал победоносный вид и, смеясь, объявлял, что чувствует себя
Наполеоном французской парфюмерии...
Выбирая ароматные химические продукты, Э. Бо всегда избегал тех,
которые употребляли другие. Зато он работал с синтетическими продуктами
очень большой крепости, порой даже с малоприятными запахами, если только
это могло дать ему новую, оригинальную ноту. Он считал, что всякий
характерный продукт может быть дополнен, окружен, облагорожен за счет
добавки достаточно большого количества ценных натуральных эссенций и
тонких синтетических ароматов. Большая заслуга Э. Бо заключается в том,
что он первым стал употреблять в своих экстрактах самые дорогие
натуральные эссенции, в результате чего все истинные ценители ароматов
почувствовали богатство, тонкость и великолепие его произведений.
Удачное развитие дел прервала Первая мировая война, Бо ушел на фронт,
где получил за храбрость несколько орденов. После революции Эрнест Бо
эмигрирует во Францию, но уже в 1918 году опять оказывается в России -
из Франции его уже как французского офицера снова отправили в Россию. И в
составе союзной миссии Бо оказался на русском Севере: Архангельске и
Мурманске.
Вот что пишет мурманский краевед Алексей Киселев:
Говорят, автор знаменитых духов "Шанель" Эрнест Бо в Первую мировую
войну служил в Кольском Заполярье и любил подниматься к озеру, лежащему
над Мурманским торговым портом. В своих мемуарах Э. Бо писал: "Меня
часто спрашивают, как мне удалось изобрести "Шанель №5"? Отвечаю: я
создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной
службы прошла на Севере, за полярным кругом. Во время летнего полярного
дня озера здесь излучают особую свежесть. Этот характерный запах я
сохранил в памяти, и после с большим трудом мне удалось воссоздать его,
хотя поначалу альдегиды новой композиции были очень неустойчивы...
С 1920 года Эрнест Бо занимается любимым делом – парфюмерией - на заводе
Ралле в Грассе. В том же 1920-м году он создал знаменитые духи «Шанель
N5». 8 марта 1961 года в приходской церкви Нотр Дам де Грасс де Пасси
состоялись похороны Эрнеста Эдуардовича Бо. Его гроб засыпали лепестками
роз. Никто из присутствующих уже не помнил, что он был коренным
москвичом и прожил в дорогом его сердцу городе больше тридцати лет.
Флаконы духов «А. Ралле и Ко»
После Революции 1917 года предприятие было национализировано и в
дальнейшем переименовано в «Государственный мыловаренный завод №4». Во
времена гражданской войны выпускалось только мыло, остальная продукция
была не востребованной. В 1922-е году, когда руководители «номерных»
предприятий ходатайствовали о присвоении их заводам собственных имён,
«Государственный мыловаренный завод №4» был переименован в
«Государственная мыльно-косметическая фабрика «Свобода». А в 1930 году
было решено сделать специализацию предприятия более узкой. Тогда все
парфюмерное производство с фабрики «Свобода» было передано фабрике
«Новая Заря». А «Свобода» сконцентрировалась на производстве мыла – в
1930-е годы количество его сортов было более 30. Так же выпускались
зубные порошки, средства для бритья, кремы, гигиенические средства для
спортсменов.
Конечно, «Ралле и Ко» была не единственной парфюмерной компанией
дореволюционной России. В начале 20 века крупнейшей парфюмерной фабрикой
Европы была фабирка товарищества "Брокар и Ко". Тогда же самым
знаменитым косметологом в мире был наш соотечественник Александр
Митрофанович Остроумов. Наконец, крупнейшей в мире аптекой была
"Старо-Никольская" в Москве, производившая весь спектр
парфюмерно-косметических товаров.
Всего сто лет назад 12 парфюмерных компаний России выступала на
равных с французами. Духи и одеколоны, изобретенные нашими парфюмерами,
были отмечены высшими наградами почти на всех торгово-промышленных
выставках того времени.