История ОСО НКВД СССР, как диагноз нашей историографии. Часть 6.
p_balaev — 28.08.2021
… Владивостокская таможня входит в тройку крупнейших таможен
России. Пассажиропоток и товаропоток, проходящие через нее,
огромны. Само собой, ее сотрудниками возбуждается очень большое
число дел об административных правонарушениях в сфере таможенного
дела. Мне в должности заместителя начальника Владивостокской
таможни по правоохранительной деятельности приходилось в год
рассматривать до полутора тысяч административных дел. Большая часть
из них – в отношении юридических лиц. Дела очень сложные, часто
объем материалов по ним не уступает объемам материалов по уголовным
делам. Это понятно, большие деньги – большие дела. Это проезд на
красный свет светофора – можно одним протоколом ограничится, а
когда предмет правонарушения – товары стоимостью в несколько сотен
тысяч долларов, а то и миллионов, одного протокола мало будет.
Доказывать состав и вину приходится всерьез. А все эти дела были и
в компетенции суда общей юрисдикции. Я мог их спокойно направлять в
суд по месту нахождения юридического лица – Владивостокская
таможня, во Фрунзенский районный суд города Владивостока. Мог-то
мог, но мне за такой фортель голову отвернули бы. Судьи районного
суда, и так заваленные по уши уголовными делами и исками, с таким
объемом не справились бы. Они бы не успевали рассматривать дела,
даже изучать их не успевали бы, в результате пропускали бы сроки
привлечения к административной ответственности. Мне было проще, мне
даже особо перед рассмотрением не приходилось знакомиться с
материалами дел, я контролировал производство по ним с самого
начала, в моем подчинении находился отдел административных
расследований, сотрудники которого вели производство.
На рассмотрение дел ко мне в кабинет приходил начальник отдела
административных расследований, оперуполномоченный отдела, который
вел производство по рассматриваемому делу и лицо, привлекаемое к
административной ответственности, либо его законный представитель,
если у них была такая надобность. Не было надобности –
рассматривалось дело в их отсутствии.
Понимаете, почему я ударился в воспоминания? «Тройка». Я,
начальник отдела и расследователь. Прокурор только не
присутствовал. И то не всегда, у него было такое право, иногда,
когда рассматривалось особо резонансное дело, присутствовал. Но
обязательно все материалы всех дел после рассмотрения в порядке
надзора направлялись прокурору.
Поэтому ничего особенно кроваво-выдающегося в Особом совещании
не было. Чтобы не завалить суды всякой мелочевкой, особенно во
время проведения массовых операций 30-х годов по очистке городов и
промышленных центров от мелких нарушителей и уголовников, не
совершивших тяжких преступлений, Указами и Постановлениями органам
правопорядка отдавалось право рассматривать такие дела
самостоятельно, без направления их в суды. Это были и тройки ГПУ, и
тройки НКВД – подразделения ОСО на местах.
Но дела, санкции по которым предусматривали конфискацию товара
или транспортных средств, т.е., лишение имущества, я рассматривать
не имел права. Я их направлял для рассмотрения в суд. Также
работали и «тройки» ОСО. До 5 лет – их право. Свыше – в суд.
А были дела, по которым санкции применялись – штраф либо
конфискация товаров и транспортных средств, или штраф как без
конфискации, так и с конфискацией. Это уже на мое усмотрение. Я мог
рассмотреть дело и применить один штраф, не выходя за рамки своих
полномочий, либо направить дело в суд, там судья пусть сам решает
применять штраф с конфискацией либо нет.
Также работали «тройки НКВД». Если статья предусматривает, к
примеру, санкцию от 3 лет до 10, то «тройка» могла и сам дело
рассмотреть, применив от 3 до 5, либо направить его в суд, там
судья пусть даёт хоть 3, хоть 5, хоть 10.
Но придумать, как это сделал историк Борис Юлин, что на
рассмотрение «тройки» ушли дела с расстрельными санкциями, потому
что суды их не успевали рассматривать… Эти левые историки, которые
так топят за Сталина и СССР, за кого Сталина принимают, если он
такое мог допустить? А в судах какие дела остались, если на
«тройки» ушла 58-я с подрасстрельными статьями? На нарушителей
паспортного режима?
И это только одна сторона медали рассмотрения дел несудебным
органом – от мелочевки суды избавить. Есть и другая. По тем же
делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела
разброс санкций по статьям весьма широк. Штрафы, к примеру, есть от
100% стоимости товаров и транспортных средств до 300% их стоимости.
Как с конфискацией, так и без конфискации.
Т.е., я мог, в зависимости от наличия смягчающих или
отягчающих обстоятельств, наложить штраф от 100% стоимости до 300%.
Либо направить дело в суд, где судья дополнительно к штрафу мог и
товар конфисковать.
Некоторые товарищи, занимая должности в таможенных органах
аналогичной моей, пользовались таким разбросом санкций в личных
корыстных целях. Жизнь их в этой должности была ярка, как след
упавшей звезды, но и столь же коротка. Потому что дебилам должности
не положены. Дебилы не понимают, что коммерсанту, который влетел с
товаром на границе и которому грозит приличный штраф, дешевле не
взятку дебилу дать, а пойти в ССБ или в ФСБ и там написать
заявление о вымогательстве. Потом дать дебилу взятку под контролем,
в результате получить развал дела и отделаться легким испугом. А
дебил получит приличный срок на зоне.
Зато в оперативных целях применение таких санкций давало
широчайшие оперативные возможности. Именно поэтому у меня в
кабинете, и в кабинетах моих коллег, которые с умом пользовались
такими возможностями, постоянно тёрлись сотрудники ФСБ, прося
осветить оперативную обстановку на том или ином направлении
внешнеэкономической деятельности. У сотрудников ФСБ таких
оперативных возможностей не было. После того, как распустили в 1953
году Особое совещание, они, МГБ-КГБ-ФСБ, до сих пор находятся в
полукастрированном состоянии. И органы милиции также кастрировали,
запретив когда-то операм вести следствие. А теперь даже следствие
передано в другую структуру.
Со злоупотреблениями правоохранителей бороться нужно, конечно.
Но, может какими-то другими методами, а не лишением
правоохранителей возможностей бороться с преступностью? Как мент
вам будет преступления раскрывать, если вы обрезали ему по самое не
хочу возможность вербовки агентуры в преступной среде?
Если вы еще не всё поняли, я постараюсь пояснить на пальцах,
как это происходило у меня. Примерно так, ко мне обращается мой
оперативник с просьбой применить к какому-то лицу минимальные
санкции. Минимальное наказание может способствовать вербовке этого
лица. Я изучаю материалы, которые мне по этому лицу предоставляет
оперативник, если необходимо, провожу с ним личную встречу,
определяю, есть ли у этого лица возможности предоставлять
оперативную информацию и как эта информация соотносима по степени
предотвращения возможного ущерба с размером наказания, от которого
я его освобождаю. Надеюсь, что понятно.
А теперь самое время вспомнить про самого выдающегося
страдальца всех времен и народов от рук кровавых чекистов…
Не успеваю сегодня закончить. Времени не хватает.
Огромная благодарность всем за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582