История одной свободы
ibigdan — 11.10.2011 Человеку на фото всего 22 года и он самый молодой директор брендингового агентства из списка PDA - Европейской Ассоциации Дизайнеров. Это Кирилл Халюта. Три года назад он создал свою компанию Freedomart, и сегодня совершенно убеждён в том, что российский рынок нуждается в революции. А так как серьёзное дело кому попало не доверишь, он решил совершить её своими же руками.Согласно легенде, агентство Freedomart родилось за столиком в кафе. На будущем генеральном директоре "Свободного искусства" была футболка с изображением сперматозоида и надписью "Прорвёмся". Такими футболками уже тогда мало кого можно было удивить, ведь штамповали их тысячи разных мелких фирм. Кирилл учился на факультете психологии Санкт-Петербуржского университета и очень хотел "прорваться". Обсуждение со своей приятельницей Оксаной, будущим дизайнером, возможных перспектив заработка привело к неожиданной идее - а что, если расписывать футболки вручную в единичном экземпляре? Разговор не остался без продолжения, в итоге за последующие полгода было продано 60 футболок, последняя из которых по стоимости превышала 600$.
Следующим этапом развития фирмы стал дизайн. Поначалу делалось как у всех - примитивное знание основного ПО и немного творческой мысли. Срабатывало плохо. И Кирилл пошёл от противного. Он стал делать всё ровным счётом наоборот, нежели остальные подобные фирмы. Отказался брать кредиты, занимать в долг, и главное - работать "по блату" - брать в штат родственников, друзей, знакомых и друзей чьих-то друзей. В один прекрасный день он даже сказал своему менеджеру по продажам: "Если ты приведёшь мне своего знакомого, я или откажу ему, или он будет платить в два раза больше". Российский рынок всегда работал по другому принципу. Как раз обычно друзьям делаются скидки. Кирилл же принимал "по знакомству", только в одном случае - если клиент пришёл по рекомендации другого клиента.
Заказчики тоже радовали мало. Долгие годы жизни в "совке" прочно укрепили в сознании людей мысль о том, что расписной плакат в ленинской комнате - это уже дизайн, и брендирование - всего лишь реклама этого плаката. Пришлось долго и мучительно переубеждать всех, что отдав копеечные суммы за простенький макет, результата не получишь. И создание настоящего бренда стоит дорого, так как это продукт работы целой команды. Зато работает.
Команду генеральный директор Freedomart собрал тоже соответствующую. Разработки решено было поручать не гениям, а людям с высшим художественным образованием. По мнению Кирилла, дизайнер имеет право называться таковым лишь пройдя вуз, профильный для художников. И даже при этом персонал Freedomart как правило обучается ещё и дополнительно, причём лучшие - в Европе. "В России дизайнером считается каждый, кто хоть немного освоил фотошоп, - говорит Кирилл. - Это в корне неверно. Только высшее художественное образование плюс знание нужного ПО".
Для российской традиции ведения бизнеса - крайне рискованный подход. Для всего цивилизованного мира - совершенно обычный. В итоге агентство Freedomart стало известным в Европе и было включено в список PDA. И "Think free" стало основным девизом фирмы.
Глядя на раскрутку мировых брендов, Кирилл понял, что как правило, успех продукта зависит не столько от его прикладных характеристик, сколько от того, как он преподнесён. Его вдохновили примеры мировых брендов Apple, Gilette, Hundai и других, которые завоевали рынок именно дизайном и правильным брендированием, созданием целостного образа, неотделимого от картинки. "Жить в стиле..." - далее по тексту.
И ещё в компании Freedomart нет ни одного маркетолога. Кирилл Халюта уверен, что совершить революцию на рынке брендинга можно только выгнав оттуда маркетологов. "Это бесполезные люди, - говорит он. - Они знают, что модно сейчас. Я же хочу знать, что будет модно завтра. Этого не скажет никакой маркетолог. Это можно только ощутить, или создать самому. Только дизайнеры делают то, что будет востребовано завтра".
Сегодня среди клиентов Freedomart - топовые российские компании и даже адепты целых субкультур, такие как Comedy club piter style. Как это удаётся? По словам создателя "Свободного искусства", на рынке, которым управляет теория хаоса, нельзя пользоваться алгоритмами. Только "Think free".
|
</> |