История одной Матильды
diak_kuraev — 20.05.2023Это история первого русского авианосца — дедушки «Кузи».
В 1894 г. по заказу норвежкой пароходной компании Jacob
Christensen (Bergen)
английская судостроительная компания "W. Gray & Co., Ltd.» из West
Hartlepool заложила однопалубный двухмачтовый товарный
пароход со стальным корпусом
«Mathilda». Водоизмещение – 9029 т, длина 102 м, ширина 14 м.
Сскорость 9,2 узла. На корабле стояло 4 котла, имелся 1 винт.
Бортовые бункеры вмещали 341 т. угля, что при ходе 8 узлов
обеспечивало дальность 3456 миль. Команда (в 1914 г.) – 26 чел. и 6
офицеров.
25 апреля 1895 г. корабль сошел на воду и в июне того же года
отправился в первый
рейс. Норвежскими хозяевами пароход использовался в основном как
угольщик.
В январе 1904 г. «Mathilda» вышла с углем из Пенарта в Сасебо
(Япония). Так как
началась русско-японская война, 27 февраля ее задержал в Красном
море миноносец
«Бедовый» (из отряда адмирала Вирениуса) по подозрению в
контрабанде. Угольщик
привели в бухту Рас-Судр, но по приказу из Санкт-Петербурга 29
февраля пароход отпустили (к моменту задержания Россия еще не
декларировала о контрабанде, поэтому задержание было
незаконным).
Но судно в итоге оказалось под русским контролем. 30 апреля 1905
г. когда оно
находилось в Гонконге, «Матильду» купил за 312917 руб. посол в
Корее Павлов по просьбе капитана 1 ранга Ливена (командира крейсера
«Диана») для организации снабжения углем Второй эскадры Тихого
океана. В результате пароход оказался под английским флагом (номер
по регистру 120148, порт приписки Шанхай). В начале мая пароход
прибыл в Шанхай, но необходимость в снабжении углем эскадру уже
отпала. Отпала и необходимость в прикрытии английским флагом.
Поэтому летом 1905 г. пароход поднял русский флаг и включен в
регистры под названием «Матильда».
После войны пароход ушел во Владивосток, где его зачислили в
Сибирскую флотилию
как транспорт. С осени 1905 г. он перевозил русских пленных из
Японии во Владивосток.
15 июня 1906 г. сдан во фрахт пароходству «Русь», принадлежавшее
графу
Г.Г. Кейзерлингу и ушел из Владивостока на Чукотку. По окончании
фрахта вернулся во Владивосток в августе 1906 г. и сдан в аренду
лейтенанту Арсеньеву. В конце августа ушел на Черное море и вскоре
стал в отстой. 1 мая 1909 г. зачислен в Черноморский флот как
транспорт «Днепр».
В это время русские начали опыты с авиацией на море. 5 января
1913 г. морской
министр И.К. Григорович одобрил идею оборудовать на каком-нибудь
судне устройства для хранения, спуска и подъема с воды самолета.
Потребовалось некоторое время, чтобы выбрать подходящих размеров
судно и провести на нем подготовительные работы – в итоге комиссия
остановилась на транспорте «Днепр». Пароход имел вместительные
грузовые помещения и мощные краны, то есть его можно было
переоборудовать в короткие сроки.
К середине августа 1913 г. на борт погрузили в разобранном
состоянии изготовленный в Килен-бухте по чертежам морских летчиков
деревянный ангар. Всего по проекту транспорт должен был принимать 3
аэроплана «Кертис».
26 августа летчики прибыли на корабль и с ними на борт был поднят
«Кертис» с
бортовым No 6. На следующее утро ангар разобрали и в 14.00 27
августа самолет с пилотом А.Е.Жуковым за 15 минут спустили на воду.
Однако взлет
осуществить не удалось – морская вода залила двигатель. Самолет
подняли обратно и, хотя при этом повредили один из элеронов,
повреждение быстро устранили, двигатель
прочистили и «Кертис» вновь спустили на воду. Теперь в качестве
летчика выступал мичман Н.А. Рагозин, но и ему не удалось взлететь
– в результате самолет подняли на борт и транспорт вернулся в порт.
Неудача обескуражила командование и, хотя летчики настаивали на
продолжении испытаний, их не последовало.
Весной 1914 г. начальник штаба Черноморского флота писал в Морской
Генеральный
штаб:
«По приспособлению для подъема с воды, хранения на палубе и спуска
сделано:
1. Выстроен деревянный разборный ангар.
2. Произведены испытания по сборке и разборке ангара, а также по
подъему и спуску с
транспорта гидроаэропланов».
В начале Первой мировой войны все оборудование было
демонтировано, и пароход
использовался как угольный транспорт минной бригады Черноморского
флота. Он получил вооружение 1 75-мм и 2 37-мм пушки.
16 декабря 1917 г. перешел на сторону советской власти. В начале
июля 1918 г. захвачен
в Сухуми немцами и уведен в Севастополь. 24 ноября 1918 г. сдан
англо-французским войскам. К началу апреля 1919 г. отдан под
контроль белых. Уведен сначала в Новороссийск, потом включен как
транспорт в состав Морских сил Юга России.
С июля 1919 г. находился в Севастополе.
Осенью 1920 г. с беженцами ушел в Босфор,
где попал под французский контроль. В 1922 г. продан итальянской
фирме «Soc. Marittima Coloniale», Tripoli, Libya (номер по регистру
8) и переименован в «Misurata». С 1923 г. в итальянской фирме
"Domenico Saglimbene di Giovanni», Tripoli (Catania).
В 1928 г. пароход купил Felipe Fernandez Aguado из Сантандера и
переименовал в
«Pilar». Пароход в основном использовался для перевозок по
Средиземному морю. В 1931 г. сдан на слом в Бильбао.
European Researcher, 2014, Vol.(84), No 10-1
file:///D:/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8/The_Matilda_Steamer_-_On_the_History_of_the_First_.pdf
|
</> |