История ничему не учит. История театра - в том числе


Террариум единомышленников
в МХТ разбередила новость о назначении Сергея Женовача главным режиссером театра. Начались подметные письма, организованные сборища, суды-пересуды. Что-то мне не верится, что Женовач с таким уж страстным желанием пойдет во МХТ. У него есть своя сцена, свои актеры-ученики, блистательные спектакли, успех, признание и почет. Но по большому счету, нет равной ему фигуры, достойной возглавить главный театр страны. И он, скорее всего, это понимает. Потому что руководитель такого уровня заведения должен быть лидером, диктатором в хорошем смысле, и царем, и богом. По-другому ни на одном крупном предприятии ничего не получится. А театр – тот же завод, правда, с другими производственными показателями.
К сожалению, назначение Женовача напомнило историю многолетней давности, когда в театр на Таганке пришел Анатолий Эфрос. Гениальный, лучший на тот момент режиссер страны решился взяться за театр в драматический, сложный, переломный момент его истории. А его запикали, зафукали, объявили байкот, устроили настоящую травлю, которую он, конечно, не выдержал. Леонид Филатов до самой смерти не мог простить себе, что в тот момент оказался в стане «бойкотчиков»…
История, к сожалению, никого ничему не учит. Хотя живы еще многие из тех, что травил и уничтожал Эфроса. А ведь он мог продлить жить легендарной Таганке, сделать из нее, возможно, другой, но очень хороший театр. Но в результате нет ни Эфроса, ни Таганки…
Хочется верить, что прекрасный режиссер Сергей Васильевич Женовач окажется стойким, терпеливым, сильным и деликатным человеком, чтобы пережить неприятный переломный момент, переступить через обиды и сохранить театр.
В конце концов, это самое важное.