История - это литература.
fat_yankey — 18.01.2011 В 1973 году вышла в свет книжка Хайдена Уайта "Метаистория". В ней автор анализирует структуру текстов нескольких историков XIX века и почти что делает вывод, что история - это та же литература. В конце концов, нарратив - основной объяснительный инструмент историка, а нарратив всегда сюжетен. Реакция англоязычного исторического сообщества последовала примерно такая же как на "Истоки Второй Мировой" Тейлора - целиком концепцию автора не поддержали, но дискуссия случилась долгая, оживлённая и плодотворная.Мне же хотелось привести маленькую иллюстрацию. Вот недавно коллега august_1914 опубликовал дельную статью по поводу самсоновской пощёчины. Приведу подборку цитат оттуда.
Сперва - первоисточник:
Гофман в 1925
И отражения этого события в глухом телефоне историографии:
Лиддел-Гарт в 1930
Такман в 1962
— Вот тебе, генерал, на вечную память... Носи!
Ренненкампф скрылся в вагоне. Самсонов в бешенстве потрясал нагайкой вслед уходящему поезду:
— Я повел свою лаву в атаку, надеясь, что эта гнида поддержит меня с фланга, а он просидел всю ночь в гаоляне и даже носа оттуда не выставил...
Пикуль в 1991. В более поздних текстах "гаолян" у сменяется "гальюном"
Дьяконов в 1999
Дуршмидт в 2000
Соболева в 2002
Бевин Александер в 2004
Некоторым даже удалось через десятилетия расслышать, что же именно говорил Самсонов Ренненкампфу, в перерывах между битьём нагайкой и обрыванием элементов форменного обмундирования:
Чудаков в 2009
Видно, как тусклая фраза брошенная Хофманом в мемуаре, расцвела и заиграла всеми цветами радуги под пером коллективного историографа. Драматизм нагнетается с годами. Хофман из человека знавшего о событии понаслышке преображается в свидетеля. Резкий разговор сначала "чуть не приводит" к оскорблению действием, затем уже приводит к этому оскорблению. Сперва Самсонов "потрясает" нагайкой, потом и вовсе пускает её в дело. Кульминирует преображение у американца (голливудская школа) - генералы сцепившись катаются по платформе, осыпая её оторванными пуговицами, орденами и погонами. Завершающий штрих, достойный Тита Ливия - появление проникновенной речи Самсонова.
Конечно, большая часть авторов приложивших руку к живописанию самсоновско-ренненкампфной войны не историки, а скорее литераторы. Но литература легко проникает в историографию - вспомнить тот же план Даллеса или записку Берия про "стереть в лагерную пыль".
Ещё пример.
|
</> |