ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, ч.3

топ 100 блогов red_atomic_tank17.12.2020 "Всё это ненадолго, всё это быстро прихлопнут, но мы повеселимся..."

Если сравнить СССР с книжной пустыней Сахара, а первые кооперативные книги с ливнем, то несложно представить с какой скоростью продавались вожделенные Чейзы-Гаррисоны, что безусловно упрощало жизнь первым издательским кооперативам, читай предприятиям.
Предприятиям потому что это были именно предприятия в смысле кое-как организованные группы предприимчивых людей, ухвативших как много позже стало это называться "тему" - берешь любое мало-мальски популярное произведение/автора, печатаешь - зарабатываешь кучу денег и ни о чем ином думать не следует... Это так сказать то, что было на виду без внимательного взгляда. На самом деле начались тектонические подвижки всей системы, только система об этом ничего знать не желала... Ну а мы не особо и задумывались.
Я помню бесконечные разговоры, которые крутились вокруг того, что всё это ненадолго, некая кампания вроде антиалкогольных благоглупостей Горбачева и все это прикроется очень быстро и накроется медным тазом с очередным постановлением ЦК КПСС. Если проще - никто не верил, что это всерьез и надолго. Но желание работать, подкрепленное первыми успехами было огромное. Да и молодые были, никаких тормозов и слово "невозможно" мы еще не изучили.
Был такой забавный момент - юный кооператор неприличного по тем временам издательского возраста прорвался всеми правдами и неправдами к Очень Большому Начальнику издательства "Прогресс". Ага Зубовский бульвар 17. Кабинет у Очень Большого был чуть меньше футбольного поля, а глубоко отвратительная советскому человеку книга рекордов Гиннесса на своих страницах неким образом отметила "Прогресс" где-то об издательских колоссах... Так вот - входит это юное издательское дарование и совершенно не обращая внимания на абсурдность ситуации, от имени кооператива "Лютик" бодренько соглашается посотрудничать с крупнейшим издательством Европы на предмет совместного издания высокохудожественных и популярных изданий, пользующихся повышенным спросом у советских людей... (на самом деле - это была все та же охота за фондами, теми самыми проклятущими фондами). Очень Большой смотрел и слушал спич наглой личинки с видом энтомолога, собирающегося острой булавкой пришпилить эту самую личинку на планшет даже не дождавшись, когда она станет бабочкой... И не знал этот безусловно опытный и умный человек, что сама смерть к нему заглянула - издательская, но смерть, и она проводит предварительную оценку объема предстоящих умерщвлений.
Может показаться, что пафосно тут выступил насчет смерти, но оставлю так - по сути вполне честно. В недалеком будущем коммерческие издательства практически без единого выстрела полностью изменили издательский мир. Заслуженные и легендарные бренды так или иначе ушли в никуда. При том чисто коммерческими методами кристально чистой конкуренции. Реальные выстрелы были еще впереди, но в одном весьма узкоспециализированном коммерческом издательстве, связанном с учебной литературой. Но это особая история, оставим ее за скобками.
В общем послал он меня - корректно и вежливо в очень далекое пешее и отнюдь не эротическое путешествие... А мы не гордые, мы пошли... Да, прикроют. Да всё это ненадолго, но пока мы тут чутка повеселимся...
Взлом существовавшей системы не был спланированным гениями маркетинга ходом. Жизнь сама подсказывала что и как надо делать. Операция состояла из двух абсолютно взаимосвязанных частей, все по классике бизнеса - производство и сбыт. С производством было все сложно, если мы говорим о типографиях. Чисто издательская часть была проста и незатейлива как мычание - бери и печатай все подряд - зарубежная фантастика, детективы, "Унесенные ветром" и так далее и тому подобное. По прошествии времени легче сказать чего, не следовало печатать.
Тут еще одно небольшое "лирическое" отступление, абсолютно правдивое. Мы свои тиражи буквально в прямом смысле стерегли на типографии. На всех участках производства были выставлены посты кооператива "Лютик" чтобы предотвратить массовые хищения книг с производства. Вот реальные цифры - с нашей книгой параллельно печатался том очень популярной серии серии Современный (национальный) детектив. Так вот, хищения составили 15% от 100 000 тиража. Мы "потеряли" меньше 50 книг наверное. При том выставить охрану потребовало руководство типографии, прекрасно представлявшее, чем может обернуться печать мега-сверх-исключительно популярного издания. Несунов ловили, но без рукоприкладства. Просто отбирали составляющие книги - отдельно обложки, отдельно тетради блока. Ворованные книги "собирались" дома. Очень "понравился" водитель погрузчика, он спрятал десяток томов в отсеке двигателя, кажется мы ему потом за находчивость подарили экземплярчик.
Сбыт. Ну какой смысл издательскому предприятию отдавать тираж Гаррисона или Чейза в государственную сеть, откуда этот тираж попадет на улицу с накруткой ушлых государственных книгопродавцев? Все правильно - никакого. И расцвели буйным цветом "книжные ярмарки". Просто чтобы было понятно - через эти самые "ярмарки" стотысячный тираж чего-нить остро популярного в полновесные рубли распродавался буквально за несколько дней, ну максимум пару недель. Грузовики тоннами привозили книги и тоннами из Москвы увозили в регионы. Расчеты - наличка. Никаких отсрочек, никакого бартера. Их время еще не пришло.
Емкость рынка была колоссальной, особенно если учесть и масштабы страны. Та же Прибалтика глотала очень много книг на русском языке. И печатала тоже. Естественно все дороги вели в Москву и вели из Москвы, которая стала полноценной перевалочной оптово-розничной книжной базой.
Ситуация была уникальной и продлилась в принципе очень недолго. Гостипографии еще не могли ставить "коммерческие" цены на полиграфические услуги или могли чутка их поднять в рамках некоего "хозрасчета". А рынок быстро и без особого шума выстроил совсем другую шкалу цен на продукцию, которая по мнению рынка стоили намного дороже затрат на её производство. Вот и образовались сверхприбыли. Времена сверхубытков были далеко впереди...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Если Россия отправит на Евровидение фигурантов санкционного списка, их не впустят в Украину. Об этом сегодня на брифинге заявил министр культуры Евгений Нищук, передает корреспондент ЛІГА.net . "Те лица, которые подпадают под санкции - в любой стране, не только в Украине - ...
Здравия пожелаю уважаемые сообщneckи! Вопрос спросить хочу такой. Вот к примеру едется мне хорошо в правой полосе на автомобильной дороге. По левой полосе, раздирая глаза вкровькишки своими стробоскопами и мигалками едет например мусор гаишный ...
Последнее по времени фото Рогозина с Путиным примечательно тем, что лицо Рогозина имеет нездоровый красный оттенок. Даже не оттенок, а конкретный такой красный цвет. Впрочем, смотрите сами: Надеюсь, что это здоровый цвет лица, не больной. Т.е. признак здоровья типа "кровь с ...
Представьте себе, в один прекрасный день, например, 7 ноября этого года, в столетний юбилей Великой Октябрьской Социалистической Революции, настоящие коммунисты (не зюгановская шваль) вернули себе принадлежащую им по праву власть. И тут встанет вопрос о конфискации награбленного ...
По словам известной актрисы, из Незалежной в Россию уезжают украинцы всех возрастов, включая молодежь. Зачастую снимаются с насиженных мест целыми семьями. Юная украинская актриса, снимавшаяся в молодежном сериале «Школа» Лиза Василенко переехала на постоянное проживание в Россию из ...