ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, ч.2

топ 100 блогов red_atomic_tank12.12.2020 Книги во времена позднего социализма.

Цены на книги были очень разные, но на порядки отличались от "госцен". А кто мог добыть книги по этой самой "госцене"? Правильно - кто так или иначе водил дружбу с начальством книготорговых сетей, магазинов и т.д. Какие-то крохи куда-то там просачивались и капельками попадали в руки простых любителей почитать. Отдельная песня - книги в обмен на макулатуру, туда отвлекаться не имеет смысла, если коротко - программа "Три мушкетера" в каждый дом...
А на рынке книги стоили денег совершенно других. Принципиально других. Сегодня сложно представить рентабельность в сотни и тысячи процентов на обыкновенной массовой литературе. Но именно так обстояли дела к моменту появления первых кооперативных издательств.
Были абсолютные хиты продаж, были раритеты и просто очень дорогие книги, изданные мизерными по тем временам тиражами 20-30-50 тысяч экземпляров. За "Жизнеописания трубадуров" в серии Литпаматники я, хотя и свой на Кузе, как-то выложил рублей 60 денег, и это "как своему". А так эту книгу выставляли рублей в 100, месячная зарплата молодого специалиста после ВУЗа. 80 рублей стоил "Современный японский детектив" - одна из самых дорогих книг в серии.
В легендах рынка ходил "Наследник из Калькутты" Штильмарка, Перечислять можно очень долго. "Мастер и Маргарита" Булгакова, подписные издания, крохи зарубежной фантастики и т.д. и т.п.
Естественно, всё это - по "спекулятивной" цене черного рынка. Ох уж этот черный книжный рынок)))
Практически у каждого книжного магазина по выходным собиралась некая тусовка - кто пришел купить, кто продать, кто поменять... А поговорить?!! Самая центровая "точка" в Москве - Кузнецкий мост. Менее центровые - по всей Москве. Сейчас многих из этих магазинов уже и нет вообще. Вот что отличало ветеранов движения - эти люди действительно знали и любили книгу. Ну и торговали конечно. И из корысти и по причинам так сказать более возвышенным. Библиотеку дома хотели иметь очень и очень многие, а книги достать было невозможно. Вот и приходили люди на толкучку - поменять, что-то продать, что-то купить, пообщаться в конце концов.
Практически все, кто так или иначе крутился вокруг книг были очень, просто чертовски знающими и начитанными "спекулянтами". И очень хорошо знали что и как спрашивает "покупатель". А покупатель тоже был занятный... Будете улыбаться, но были постоянные покупатели, которые приходили с линеечкой. Ага. Если на корешке книги была какая-то эмблема серийного оформления, то по линеечке подбирали экземпляр книги, чтобы корешок к корешку и эмблема не "плясала" вверх вниз и книги на полке стояли чинным рядком. Слов поганых вроде маркетинга мы не знали, но маркетинг книжного мира реально существовал. И лучше всего им владели как раз те, кто этими самыми книгами "спекулировал."
Совершенно иначе в те времена относились к изданиям в мягких переплетах, эпоха карманного "одноразового" чтива еще не наступила. Были умельцы, которые дома умели переплести, на жаргоне "вставить", мягкую книгу в твердый переплет. Цена автоматически взлетала раза 3-4 как минимум, я сам подобным апгрейдом баловался, но не долго. Были и отдельные касты среди "книжников". Кто-то имел связи с директорами книжных магазинов или книготорговых баз. Эти ребята ходили по самому краю, ОБХСС не дремал, но все новинки рынка были у них.
Соответственно и деньги там крутились немалые. Кто-то специализировался на подписных изданиях, кто-то неведомыми путями обзаводился заводскими штампами "золотой рамки" и клепал под видом самой популярной серии дореволюционные ксероксы Карла Мая, Густава Эмара и т.д.
Совсем другая каста - самиздатчики. Кустарные переводы той же фантастики и детективов размноженные на ксероксах, переплетенные почти профессионально можно было найти именно на Кузе. А еще библиографии - Гаррисона, Шекли, Нортон, Чейза, Стаута и т.д. и т.п. Перечислять можно долго. Совсем скоро всё это должно было быть напечатано, но мы об этом даже не догадывались. В такой обстановке те, кто смогли под законом о кооперации выйти на рынок были практически обречены на успех и серьезные, если не сказать неприличные по тем временам заработки.
На фото - та самая самопальная "Золотая рамка" Если не раскрывать - от настоящей серийной книги не отличить, штамп то заводской. А делалось все дома, что называется "на коленке.

ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, ч.2

ИСТОРИЯ БОЛЬШОГО ВЗРЫВА, ч.2

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Еду в Новороссийск, выезжаю с АЗС, мимо проезжает Форд Фокус с военными номерами, за рулём тощий солдат в очочках, шейка как у меня рука.. И едет по трассе 70-90, так даже Камазы с перегрузом не едут, с горы катятся веселее. Догоняю его на трассе и вспоминаю водителя комбата в 83-ем ...
Я вот о чем хотел потереть, может я один такой нищеброд остался или все коммуналки уже расселили. Но вот как-то странно. Хельсинки. Платная парковка в центре. Абонимент для жителей центра - 105 евро в год. Лондон. Абонимент для жителей центра от  0 ...
Актёр Сережа Остапенко, игравший Мальчиша–Кибальчиша в 1964 году, вырос и уехал жить к буржуинам в США, во Флориду. Сейчас он президент компании Ultrasonic Technologies, преподаёт(-вал?) в Университете Южной Флориды. В общем, салют Кибальчишу! Умный парень оказался. ...
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Кто первый увидит ссылочку на пресловутое интервью в русском переводе   -  маякните, плз. Колобку, а то он всегда тупит по части ...
Если жизнь ставит перед вами задачу вида "тут должна быть барабулька, причем откряченная и все усики смотрят вправо" - что вы сделаете? А) сяду и заплáчу Б) погуглю, пойду и сделаю И как вы думаете, благодаря почему вы склонны к выбранному варианту? "В девять лет ходил на кружок ...