История большого взрыва ...

топ 100 блогов red_atomic_tank02.12.2020 ... или как начиналось коммерческое книгоиздание в России и чем в конце концов этот взрыв обернулся.
История от человека, который был не то среди первых, не то вообще первым коммерческим книгоиздателем в СССР/РФ.

1.
Собственно сама по себе идея заполучить целый тираж чего-нить пользующегося огромным спросом витала в воздухе и головах людей так или иначе связанных с книгами - существовавших общественных Клубов любителей фантастики или детективов, книжных "спекулянтов", директоров книжных магазинов и книготорговых баз реально представлявших не абстрактную государственную цену, а фактическую, то есть цену по которой люди готовы были бы такой суперхит купить всеми правдами и неправдами. Речь шла о тысячах процентов рентабельности... Единственно чего не было - инструмента эту авантюру прокрутить.
В условиях соцреализма заставить/уговорить/убедить государственное издательство забросить свои утвержденные и многократно контролируемые государством планы даже в теории было невозможно, а заполучить тираж в некое коммерческое распространение - это даже не фантастика, а не может такого быть потому что такого не бывает. А ОБХСС так подпрыгнул бы от радости такое дело раскрутить. Дело Гастронома №1...
Все внезапно изменилось после появления Закона о кооперации в мае 1988 года. Соответственно появилась возможность создавать издательские кооперативы. Меня всегда смешил термин "издательский кооператив", еще смешней "издательско-полиграфический кооператив". Издательствами эти предвестники "бури" назвать сложно - некие группы отморозков, которые на собственный страх и риск собрались влезть туда, куда влезть было крайне проблематично по многим причинам.
Начнем с того, что издательский мир сам по себе был довольно закрытым и в чем-то элитарным, чужие там не ходили. До кучи любое печатное слово в СССР находилось под плотным контролем идеологических отделов ЦК КПСС, КГБ, Главлита и т.д. и т.п. А самое главное - издательства сами по себе выполняли весьма специфические функции между творческим началом и суровыми реалиями производства.
Были издательства, у которых были свои полиграфические мощности, были издательства у которых своей полиграфбазы не было и тогда они печатали свои книги в соответствии с разнарядкой на полиграфмощности. А еще существовали фонды практически на все материалы, необходимые для производства книги. Вот и заполучите квест по полной. Нет ничего и никуда вас не ждут.
Камрады помоложе вряд ли знают, что такое "фонды" и кто такие фондодержатели. Фондировались практически все - материалы и производственные мощности. Типографии, особенно большие и мощные - были предприятиями со 100% загрузкой, планом и просто так им бы никто не позволил взять "левый", читай кооперативный, заказ. Да и не стремились директора типографий иметь дело с "кооператорами" первое время. Публика непонятная, стремная, ни черта не понимающая в производстве, хлопотная, а пользы предприятию от них никакой, и так загружены полностью, производственные планы сверстаны на год вперед, а у этих то картон не тот, то бумагу обещали и не привезли... А как её привезти, если 20-ти тонник нанять - это вам не в Деловые линии позвонить...
Возвращаемся к фондодержателям. Это организации, которым выделены под конкретные запланированные заранее издания необходимые объемы бумаги, картона и далее по списку. При том, вовсе не факт, что у одного фондодержателя есть всё, что вам нужно для книги, а самое главное с какого пуркуа этот фондодержатель захочет с вами этими самыми фондами поделиться? И начинались скачки. Купить, выменять, поклянчить, услужить, спионЭрить - выбирайте, что больше нравится. Коррупция опять-таки, но в масштабах, не идущих ни в какое сравнение с сегодняшней. Никто бы из руководителей не подставился бы "слить" бумагу налево и не выполнить утвержденный план.
Мы начинали приблизительно так. По мере наработки опыта учились и крутились. Главное было все же попасть на склады с бумагами на какое-то количество материалов, а дальше начиналась чистой воды операция-махинация. В Балахне на картонажной фабрике как-то умудрился выменять дефицитнейший картон на подольскую швейную машинку Чайка142М, которую добыл на легендарном Зингере. Фондов у меня было на 4 тонны, еще нужно было тонны 3. Вот за машинку добрали, не считая того, что цену картона в кассе оплатили, а еще палетту за литр закинули грузчики "по ошибке"))))))
В сухом остатке - собери 100% необходимых материалов, подготовь оригинал-макет, проникни в типографию и будет тебе счастье.
Эта так сказать производственная картинка 88-90 годов в общих чертах.
Естественно в этих скачках ни о какой стратегии и поисках авторов и произведений речь особо не шла. Мы знали какую книгу хочет потребитель, а потребитель хотел многого, легче сказать чего он не хотел...

продолжение следует...

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Спустя 18 лет после расстрела 26 бакинских комиссаров были найдены 2 участника расстрела 26 бакинских комиссаров в истории СССР пользовались большим уважением. Их именами называли улицы, корабли, им посвящали стихи (Есенин "Баллада о 26"), их ...
Недавно, во время автобусной поездки, долгой и беспощадной, я любовалась красоткой-блондинкой. Представляете, в этой ужасной тряске, на фоне стандартизованной серенькой джинсы, сидит така краса, така краса... Стрижка - каре, волосы идеально гладкие. Глаза подведены ярко-черным, брови тату ...
Именно так, как в заголовке, можно кратко описать то фееричное шоу, которое мы увидели на сцене кафе-караоке "Алиби" в исполнении артистов Театра русского кабаре "Богема" . Буквально с первых шагов мы окунулись в атмосферу начала 20 века - когда творили Бабель, Ильф, Петров, Олеша. ...
Только что стало известно, что в Москве киллер застрелил скандального английского журналиста Грэма Филлипса, который славился своей грандиозной любовью к президенту России Владимиру Путину и яростно поддерживал боевиков на Донбассе. Сегодня в 11-40 утра недалеко от Кремля, после того к ...
Стильная одежда, упругая попа, подтянутая грудь и тонкая талия – всё это легко и непринуждённо может быть перечёркнутым одним нюансом. Многие ошибочно игнорируют его важность. Однако именно этот момент имеет серьезное значение в создании первого впечатления. Что объединяет актрис и моделей ...