ИСТОРИЧЕСКИЕ АНЕКДОТЫ О ВЕЛИКИХ


Еще до войны на киностудии «Союздетфильм» снимали фильм по повести Гоголя «Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Режиссеры Андрей Кустов и Анисим Мазур старались максимально точно передать на экране все нюансы гоголевского текста. И вот в центре событий оказалась свинья:
“...в это время бурая свинья вбежала в комнату и схватила, к удивлению присутствовавших, не пирог или хлебную корку, но прошение Ивана Никифоровича, которое лежало на конце стола, перевесившись листами вниз. Схвативши бумагу, бурая хавронья убежала так скоро, что ни один из приказных чиновников не мог догнать ее, несмотря на кидаемые линейки и чернильницы.”
Впрочем, в сценарии этот драматический эпизод был обозначен лаконичной формулировкой: “Свинья съедает челобитную”.
Для того, чтобы отснять этот эпизод, директор фильма договорился с крупнейшим авторитетом в области приобщения животного мира к системе Станиславского, который к тому же являлся представителем древней и славной династии дрессировщиков Дуровых. Маэстро ознакомился со сценарием, счел возможным провести соответствующую репетиционно-дрессировочную работу, заломил довольно крупную сумму, потому что, как известно, искусство требует жертв прежде всего со стороны бухгалтерии. Все было подготовлено, однако съемочную группу беспокоил только тот факт, что маэстро-укротитель почему-то не вызывал свинью на репетиции.
Настал день съемок. Дрессировщик в роскошной шубе, благоухающий заморскими духами, вышел на площадку и спросил:
- Где свинья?
Ему показали.
- Где камера? Где челобитная? Приготовьтесь к съемке.
Все замерли в ожидании чуда. И оно произошло.
Дрессировщик вынул из кармана шубы обыкновенную покупную банку меда, смазал им челобитную с внутренней стороны и бросил ее в кадр.
- Мотор!
Свинья оказалась рядом с челобитной и тут же с аппетитом ее съела. Все действие, вместе с получением гонорара, заняло около получаса. Директор чуть не заболел нервным расстройством, но ничего не скажешь - профессионализм!