Историческая "наука": реализация мифа
yannis — 06.02.2022 Я, в общем-то, не отрицаю историю, а даже наоборот люблю её, но одно дело - это когда мы имеем дело с настоящими подтверждёнными источниками, а другое дело - когда мы имеем дело с нагромождением артефактов непонятного происхождения и назначения, и бонусом идёт несколько тысячелетий спекуляций вокруг да около, в которых немалую роль играют прохиндеи и шарлатаны типа Шлимана.И про Шлимана мы хорошо знаем что он прохиндей и шарлатан, но это просто потому, что он жил относительно недавно, и в его время уже была довольно большая свобода циркуляции информации.
А прохиндеи и шарлатаны жившие пятьсот лет назад так и останутся непоколебимыми авторитетами с незапятнанной репутацией.
Шлиман "нашёл" Трою? Да в его время вполне публиковались карты, на которых на месте его грядущих раскопок было чёрным по белому написано "Troya". Точно так же как сейчас есть гора, называющаяся "Арарат", которая к библейскому Арарату, к которому "пристал ковчег Ноя", не имеет никакого отношения. Об этом даже в википедии написано. Просто армянам захотелось иметь библейский Арарат, ну вот они и назвали свою гору Араратом. Чего бы и нет?
Точно так же и в том районе тогдашней Османской империи жили люди, которым хотелось считать что жили они около Трои - ну и назвали они эту местность "Троей". На Востоке, я имею в виду, такое любят. Вот в этой пещере сидел Сократ (не верите - гуглите "пещера Сократа", есть в Афинах такая), в этой роще гулял Платон (теперь там цифровой музей Платона, серьёзно), тут у нас Троя, а там Арарат.
Всё легко и просто.
Так что же откопал Шлиман? Он откопал некое древнее поселение, о наличии которого местные жители знали, то есть название "Троя" на дошлимановских картах возникло вовсе не на пустом месте. А почему знали-то? А потому что люди никогда не селились где попало, на ровном месте. Ландшафт местности, так сказать, способствовал тому, что конкретно в том районе люди селились издревле, и было понятно что что-то такое там есть (может, охотники за сокровищами ещё и до Шлимана там порыться успели).
У Шлимана же тупо были деньги. Он тупо и абсолютно не разбираясь в археологии стал копать. Предсказуемо, выкопал остатки некоего древнего поселения (которому он тупо, по невежеству, нанёс непоправимый ущерб своими как теперь принято говорить "варварскими и антинаучными методами"). Естественно, ни одной надписи, которая позволила бы проассоциировать это поселение с гомеровской Троей, как и любой другой надписи обнаружено не было (письменность у греков появилась пятьсот лет спустя после описанных Гомером событий, и в "Илиаде" никто ничего не "пишет" и не "читает" - таких понятий в те времена просто не было).
Ну, Шлиман бахнул в раскоп несколько наскоро сварганенных местными мастерами убогих примитивных золотых украшений (возможно даже поучаствовав в создании их дизайна), сфотографировал в них свою жёнушку - мировой фурор, Шлиман герой, строит колоссальный особняк в нескольких сотнях метрах от королевского дворца в Афинах (да, Греция тогда была монархией) и после смерти обретает вечную славу и вечный покой на самом видном месте самого престижного кладбища Греции.
Вот вам - история.
Но даже и события хотя бы двухсотлетней давности - казалось бы, куча сохранившегося архивного материала, от церковных метрических книг до газет с объявлениями, ну в Швеции вот так, - и всё равно вся "история" для среднего хомяка полностью мифологизирована, от фильмов, в которых герои одеваются, разговаривают и ведут себя так, как им указали гнойные режиссёры, ничуть не сообразуясь с исторической действительностью, до гнусных гидов, десятилетия рассказывающих раскрывшим рты баранам, что содержимое ночных горшков и помойных вёдер выплескивалось из окон непосредственно на тротуары. Хотя есть и свидетельства иностранцев о Стокгольме как о самом чистом городе который они видели, и квитанции на вынос отходов жизнедеятельности в специальных бадьях за пределы города, и указы о подметании улиц шесть раз в неделю.
Это, млять, не "гомеровские" дописьменные времена, это млять вчерашний день по историческим меркам, где каждый шаг уже регламентировался и документировался и всё дошло до наших дней в мельчайших деталях, документах, гравюрах, картинах, воспоминаниях современников, - но нет, в сознании обывателя даже эта считай вчерашняя история полностью мифологизирована и приобретает какие-то дикие невообразимые свойства.
Вот так вот.
А что уж говорить про "Древний мир", как там можно найти крупицы правды в столетних и даже тысячелетних нагромождениях вранья и пропаганды, сознательного уничтожения и искажения первоисточников и артефактов, и фальсификаций всякого представимого и непредставимого рода?
Кстати, знаете ли вы, что маршрут путешествия Одиссея до сих пор точно не установлен, что есть исследователи помещающие его в Балтийское море (серьёзно), и что нет никаких доказательств что сегодняшний греческий остров "Итака" имеет какое-либо отношение к тому острову "Итака", который был родиной Одиссея и на который он возвращался?
Поэтому, я предпочитаю более-менее недавнюю, подкреплённую источниками историю, да и там надо смотреть на всё с оглядкой, а уж разбираться в "римских патрициях", живших (якобы) тысячелетия назад - ну, это развлечение я предоставляю другим, и не буду в нём участвовать.
Кстати говоря, я думаю, что на наше восприятие истории влияет психотип историков, и ведь очевидно же, что это должны быть люди абсолютно разного темперамента и склада ума: те, кто изучают "блестящий" хорошо задокументированный XVIII век, те, кто роются в болотах и лесах в поисках артефактов дописьменной первобытной эпохи, зари человечества, те кто штудируют технические характеристики оружия ВМВ войны, те, кто роются в "мифах и легендах" "античности", и т.д..
Историк, выбирая эпоху, время и место на котором он специализируется, УЖЕ знает почему он сделал именно такой выбор, УЖЕ знает чего он ждёт и что и в каких выражениях он будет писать, он УЖЕ предрасположен к существующим на момент его выбора мисконцепциям, ошибкам и стереотипам.
Он РЕАЛИЗУЕТ МИФ.
УЖЕ.
А миф целиком вытекает из особенностей его характера и воспитания.
Ну и бонусом - чем занимаются шведики: реставрация и раскраска видео рубежа XIX-XX веков.
Поездка на Гётеборгском трамвае и выставка в Стокгольме 1897 года.
|
</> |