Истоки "патриотизма".
Сообщество «В поддержку Израиля» — 29.07.2013Попытаюсь проследить как и откуда появляются приверженцы экстремистского патриотизма. И начну с понятия самоидентификация.
Что это такое? Это процесс осознания собственного "я", понимание, что мое "я" - это единственная, уникальная личность, отделенная от всех и, в первую очередь, от родителей или иного самого близкого окружения. Отождествление себя по половому признаку, национальности, религии, гражданству.
Не случайно первые годы ребенок говорит о себе в третьем лице. Его "я" еще не проявилось. Естественно, что на формирование личности влияет его окружение. Я сейчас не буду писать о проблеме формирования личности ребенка. Вернемся к пониманию самоидентификации.
Осознавая себя личностью мы "пользуемся" двумя механизмами: мышлением и чувствованием. Существенным влиянием на самоидентификацию обладает социальное окружение личности: страна, культура, религия, экономика. Осознавая себя личностью человек "вписывает" себя в социальное окружение, ибо, как известно, человек - существо коллективное, не хочу употреблять термин - стадное.
Коллективное сознание - непременная часть самоидентификации личности. Причем понятие "коллектив" постоянно расширяется по мере взросления и интеллектуального созревания. От ближайшего окружения ребенка до ученика школы, члена рабочего коллектива, жителя населенного пункта, гражданина страны, представителем своей национальности.
Нет человека, который бы не задумывался: что такое счастье? Мне близко такое определение: счастье - это гармоничное восприятие окружающего мира. В гармоничном состоянии личность поддерживает удовлетворенность в своем социальном, материальном, семейном положении. Причем удовлетворенность не зависит от уровня достатка, карьерного роста, наличия семьи. Человек может быть вполне довольным своей жизнью, проживая в тайге в домике лесника, имея весьма небольшую зарплату, вдали от благ цивилизации, в компании только преданного пса.
Следовательно счастье, или гармоничное восприятие, в минимальном разрыве между потребностями личности и их реализацией.
Давным давно я прочла: "Хочешь быть счастливым? Будь!" И с годами поняла, что это умение либо реализовать свои высокие потребности, либо безболезненное снижение уровня потребностей до возможной их реализации. Но это, так сказать, реплика в сторону.
Каждый человек стремится к гармонизации с окружающим его миром. И если он живет в стабильной, предсказуемой стране, то цели формируются, в основном, сугубо личностные: получение квалификации, освоение мастерства, карьера, семейная жизнь. В таком обществе человек редко вспоминает патриотизме. Как правило он гордится достижениями своей страны в спорте, науке, искусстве, экономике, если страна дает повод для такой гордости по сравнению с другими странами мира.
Что происходит в периоды социальных потрясений? На личностном уровне прежде всего рушится фундамент самоидентификации: рушится идеология, отношение к понятию "Родина". Происходят деструктивные процессы, на которые не в состоянии повлиять рядовой гражданин. Теряются социальные ориентиры, а для решения новых проблем нет предыдущего опыта. В обществе нарастает разочарование, депрессивное восприятие действительности, усиливаются суицидальные настроения.
Я уже писала, как выходят люди из такого рода социальных кризисов. Существуют модели отстранения, уход в религию, мистику.
Мобильная, гибкая часть общества мгновенно распознает новые задачи и возможности и делает резкий рывок по улучшению своего благосостояния. Но в условиях России нувориши не имели опыта быть богатыми. А это тоже умение, определенная культура. Потому отсутствие такого опыта привело новых русских к диким гримасам типа красных пиджаков и еще большему отторжению от отставшей массы народа.
Основная масса, пережив потрясение, ищет и находит возможности применения своих знаний, умений, труда. Так закладывается основа будущего среднего класса. Люди работают много и упорно. Строят свои бизнесы, заботятся о благополучии семей, растят детей, учатся использовать новые возможности для своего досуга.
Часть населения не менее 30 процентов не вписывается в новые реалии по причинам алкоголизма, наркомании, неумения и нежелания работать. Причем последняя группа работала в условиях советской власти, то есть не опаздывала, не прогуливала и не вступала в крупные конфликты с начальством. А тогда, если кто не помнит, действовал принцип: вы делаете вид, что вы нам платите, а мы делаем вид, что мы работаем.
В новых условиях таких работничков выгоняют в одну минуту. А по-другому работать они не хотят. Так маргинализируется часть общества. Но и маргиналу нужно гармонизировать свои отношения с реальностью. Человек не может осознать свою собственную вину. Ему непременно нужно найти виноватых. А в обществе как раз начался процесс демократизации и появились партии, борющиеся за власть. И этим партиям нужен электорат. Не брезгуют никем. И страждущим тут же выдают список виновных в их неудачах. Это либерасты, педерасты, жидомасоны, пендосы. Выпускаются тонны макулатуры со сфабрикованными разоблачениями происков врагов. Вся эта псевдонаучная литература рассчитана на доверчивость малообразованной маргинальной массы.
Выяснив кто виноват, народ задает себе второй классический вопрос: что делать? И тут для ни готов ответ: нужно бороться, ребята! Нужно защищать поруганную честь Родины.
А теперь вообразите борца в домашних расхристанных тапках, в растянутых трениках у компа. Это его единственная ценность. И вот тут наш герой вояка! Он не боится ничего, он рвет клавиатуру, разоблачая все тех же либерастов, педерастов, жидомасонов и пендосов. Он выискивает в любом несогласном с ним происки пятой колонны. Истошно кричит об опасности для Родины. Послушать наших "патриотов" так весь мир стоит в полной боевой готовности по периметру границ страны.
Бороться с врагами наши "патриоты" готовы только одним методом: тотально уничтожать всех несогласных с ними. Других мер они не признают. Они не согласны даже просто выслушать другую точку зрения, не говоря уже о том, чтобы попытаться допустить, что можно иметь другие взгляды на историю, политику.
Почему такая необузданная агрессия? А это так восстанавливается самоидентификация людей, не приспособившихся к новой жизни и не преуспевших в ней. Они выбрали себе роль защитника Родины. Эта роль великолепно дает возможность выплеснуть свою агрессию. При этом "патриот" ничем не рискует. Кроме того он легко и быстро находит таких же неудачников, как сам, и становится в разы сильнее, ощущая себя не одиноким, нужным таким же как и он. Более того, он внушает себе мысль, что без его защиты Родина рухнет. Блажен кто верует, саркастически заметим мы.
|
</> |