Истоки формирования русской ментальности.
lakonium — 29.12.2022Есть в былинах забавный сюжет. Ехал как-то Добрыня Никитич полевать и видит — стоит в степи палатка, в ней кроватка, а рядом бочка с зеленым (крепким) вином. И весит прикрепленное сообщение «кто тронет сии предметы по башке получит». Нормальный гражданин как бы поступил в данной ситуации? Варианта два — или бы проехал мимо, или бы спер что-то из представленной коллекции. Но Добрыня применил другой оригинальный метод общения с проявленным материальным миром.
Выжрал бочку винища, порубил мечом палатку на портянки, и завалился храпеть на кроватку. Естественно его разбудил владелец собственности, Дунай Иванович. Потыкал копьем в богатырскую жопу и молвил — «А ты чувачок не офигел?». Дальше все произошло по классике. Бились они три дня и три ночи на палицах, мечах и в микс файте. Притомились к четвертому дню, а тут подъехал Илья Муромец и естественно задал вопрос: «А чего это вы делаете?». Богатыри что-то промямлили и Илья взял их под мощны рученьки и отвел в стольный град Киев для разбора полетов. Там Владимир красно-солнышко выслушал претензии сторон и постановил посадить Дуная Ивановича в шизо. Вы спросите почему его, а не Добрыню?
Это элементарно. Малява прикрепленная к собственности содержала оскорбительные высказывания в адрес прохожих. И действия Добрыни Никитича были юридически обоснованными — за базаром надо следить, особенно изложенным в письменной форме. Понятно что князь схитрил — так отмазал своего криминального авторитета, а залетного блатного наказал.
В чем глубина глубин сказа? Имхо князь Владимир был таким вором в законе, коронованным. А правосудие вершил по блатным понятиям, непонятным современному человеку. Но возможно такая мораль отложилась в подкорке сознания русского человека? Есть ещё элемент отношения к собственности. В русском мире она в основном делится на две составных — чья-то или ничья. На киевской Руси, да и позже, все принадлежало на земле князю, а он от неё давал попользоваться своим верным приближенным — блатным, дворовым богатырям. Не было четкой системы вассалитета как в Европе. Деления собственности на личную (частную) и общественную почти не существовало. Все было под чьей-то крышей, или рамсами ничейными, которые можно подрезать по-тихому, если никто не видит. Был период общинных земель в селах, но это либерально-демократическое безобразия княжеские богатыри постепенно прекратили. А многие общинники сбежали от них на окраины, например в Сибирь, к Белому морю или тревожному Дону.
До сих пор простой русский человек понимает государство как что-то чужое, а не общинное. А новые князья и богатыри дружинные наоборот считают гос собственность своей личной, данной на кормление государем (от выражения «гостям дать приют-хостел»). Нет в стране общественного договора — четкого понимания разделения коллективного и частного.
|
</> |