ИСТОЧНИКОМ НОВОГО КОРОНАВИРУСА СТАЛИ ЯЩЕРЫ?


Итак, новейшие высокопатогенные коронавирусы SARS (летальность = 10%) и MERS (летальность = 35%) перешли на людей от летучих мышей через промежуточные звенья млекопитающих – через цивет (вивверовые кошки) в Китае и через одногорбых верблюдов на Аравийском п-ве соответственно. C ближневосточной лихорадкой MERS всё ясно: местные издревле тесно контактируют с верблюдами, а вот с циветами (уверен, что многие из моих читателей и не слыхивали об этих зверях) не всё очевидно – виверровых разводят разве что на небольших фермах для добывания цибета – вещества мускусных желез этих животных, всё ещё используемого в парфюмерии, несмотря на не менее эффективные искусственные заменители. Впрочем, часто именно при содержании живых животных в вольерах (близком контакте с ними и продуктами их жизнедеятельности), а также при разделке их туш (при употреблению в пищу), и происходят такие переходы вирусов.

Схема демонстрирует животных, ставших непосредственным источником новейших человеских вирусных эпидемий.
Помнится, первичный очаг SARS сразу связали с рынком живности в Гуанчжоу – точно так же, как сейчас переходное звено пытаются отыскать среди животных, которыми торговали на рынке в Ухани. Цивет заподозрили не быстро и доказать, что именно они стали тем самым промежуточным звеном, с полной уверенностью так и не смогли (SARS как вспыхнула так через год и погасла), но насколько важно было выявить источник инфекции тогда, настолько же остро стоит вопрос и сейчас с новым коронавирусом.
И вот намедни читаю заметку в Nature о том, что подозрение пало на редчайших панголинов!
В Китае панголинов пускают и на мясо, и на целебные снадобья, а потому набившие руку ещё во время вспышки SARS ученые в Гуанчжоу просеквенировали геном коронавируса панголинов и выяснили, что он на 99% идентичен геному нового коронавируса. Увы, как и все живые организмы, панголины страдают от собственных инфекций и очень многие погибают в схатке с коронавирусами (ссылка). Работа пока ещё не опубликована, но Nature не склонны разбрасываться сырыми сенсациями.

Вьетнамский целитель в шестом поколении и его жена трудятся над промолкой чешуи панголина. © 2019 National Geographic
Мне, конечно, жаль всех, кто пострадал и ещё пострадает от новой для человечества зоонозной инфекции, однако сочувствую я и панголинам. Как водится с любимыми редкими животными в Китае, здесь находятся любители и панголиньего мяса, готовые выложить немалые деньги за завезенного контрабандой зверька (в самом Китае панголинов почти не осталось). Однако куда больший урон популяции наносит отлов зверьков для изготовления народных снадобий из их чешуй. Местные целители эти чешуи пережигают в пепел, жарят в масле, маринуют, замачивают в моче мальчиков, обжаривают с почвой и толчеными раковинами устриц – бородато-колдунских рецептов не счесть и своим меню древне-китайская медицина кроет наши гомеопатические заводы и БАД-одельни типа «Материа Медика» и «Эвалар», как бык овцу. По заверениям народных целителей панголинова чешуя – чуть ли не панацея: и от нервов поможет и от детских каприз, и бесов из баб гонит отменно, ну и малярию с глухотой исцелит запросто (ссылка). По китайским законам дилерам панголинов светит от 10 лет тюрьмы, и тем не менее рынок процветает.

В апреле 2015 года в Индонезии был конфискован целый контейнер с замороженными тушками панголинов. Гурманы Китая и других стран Азии считают мясо этих зверьков деликатесом, а чешую всегда можно выгодно продать аптекарям. © 2019 National Geographic
Азиатские виды панголинов находятся на грани вымирания. Страдают они не только о браконьеров, но (и это прежде всего) вследствие уничтожения среды их обитания. Панголины питаются исключительно муравьями или термитами, а потому переключиться подобно крысам или енотам на урбанистические помойки не способны. Поскольку азиатских панголинов почти уже истребили, контрабандисты переключились на африканские, хоть и редкие, но пока ещё не исчезающие виды.

Оперативники из департамента по борьбе с организованной преступностью Кот-д'Ивуара сидят на 3,5 тоннах конфискованных у браконьеров панголиновых чешуй, собранных для отправки в Китай и Вьетнам. © 2019 National Geographic
Известно, что традиционная медицина Китая, Вьетнама, Лаоса и других стран ЮВА очень ценит не только панголинову чешую, но снадобья из разных частей тела тигра, носорога, черепах, цивет, выдр, змей, гекконов и даже наших ближайших родственников – приматов. Впрочем, совсем ещё недавно в Европе больных вовсю пользовали препаратами из человеческих органов и жидкостей, о чём мой давний пост. В наш просвещённый век два миллиарда азиатов массово истребляют редких животных в твердой вере, что их кости, чешуи или желчь помогут укрепить потенцию, омолодить кожу или даже излечить рак. Веру эту они впитывают с молоком матери подобно тому, как мы с младых ногтей верим в противосудорожное действия чеснока и лимона с мёдом, в чудесные свойства экзотических ягод годжи (дереза по-русски), спирулины (болотная тина), киноа (лебеда) или семян чиа (шалфей), а то и того хуже - в отечественные фуфломицины и расфасованные в яркие бутыльки БАДы. Глупости человеческой нет предела, а вот биоразнообразию планеты предел, увы, есть.